Россия против НАТО. Расклад сил за 30 лет
В 1989 году в состав НАТО входило 16 государств (не считая Франции, вышедшей в 1966 году и участвовавшей в работе альянса формально). Население (с Францией) превышало 650 млн. человек.
Под ружьем находилось почти 6 млн. человек, имевших на вооружении более 17 тысяч самолетов, 13 тысяч вертолетов, свыше 41 тысячи танков, почти 20 тысяч орудий, САУ и РСЗО (не считая минометов), больше 2000 военных кораблей и подлодок разных типов (включая катера и патрульные суда).
Львиная доля – до 45% личного состава, 65% авиации, 40% танков, – приходилось на США. До 60% всех войск, 75-80% авиации (с учетом авиагрупп минимум двух АУГ – авианосных ударных групп, – дежуривших в Северной Атлантике), больше половины танков, – размещалось в составе действующих частей и на складах хранения в Европе.
СССР и страны ОВД могли противопоставить свыше 5,6 млн. военнослужащих, 17 тысяч самолетов и вертолетов, более 84 тысяч танков, 47 тысяч орудий, более 1600 кораблей и подводных лодок. Притом, что СССР чуть ранее в одностороннем порядке сократил свои ВС примерно на 550 тысяч человек.
До 70-80% этих сил развертывалось в направлении европейского ТВД. Они стояли в несколько эшелонов от ГДР до Урала. Значительные советские силы также размещались на ДВ (например, против Китая).
К 1989 году США располагали 22 тысячами атомных зарядов разной мощности – при том, что, начиная с 70-х Америка более, чем вдвое сократила этот арсенал. Великобритания и Франция имели свыше 500 боеголовок. СССР мог выставить более 10 тысяч единиц ядерного оружия.
Также стороны владели огромным количеством тактического ядерного оружия (ТЯО). Его количество не подавалось исчислению. Например, только в Южной Корее в 1976 году у США находилось около 10 тысяч образцов ТЯО.
Распад СССР в 1991 году изменил картину мира, и военное напряжение снизилось. Только США в 1992-1996 годах уменьшили численность своей армии на восемь дивизий из 18-ти - с 786 до 500 тысяч военнослужащих.
Прекратилась практика развертывания и дежурства американских авианосных групп в Северной Атлантике и в водах рядом с российским ДВ. В 1996 году в Америке прекратилось производство танков. Американская армия в Европе уменьшилась с 213 до 95 тысяч военнослужащих (не считая гражданского персонала) при 1200 танках и 650 артиллерийских орудиях.
Общая численность американских войск снизилась к концу 1990-х годов – времени принятия новых участников НАТО, – примерно на треть (до 1,4 млн. военнослужащих). Франция, для примера, также сократила свои вооруженные силы с 450 до 270 тысяч офицеров и солдат, Великобритания – с 311 до 220 тысяч бойцов. В целом, ВС НАТО к концу 1990-х годов оказались урезаны до чуть более, чем 4 млн. человек.
Численность российских вооруженных сил от наследия в 2,9 млн. военнослужащих, оставшегося от СССР, к концу 1990-х годов снизилась до 1,2 млн. Ядерный потенциал снизился до 6700 боезарядов к 2000 году, более, чем в полтора раза.
В конце 90-х в состав НАТО были приняты новые участники и за 30 лет количество стран в блоке увеличилось почти в два раза, до 30 государств, а ещё 5 участвуют в партнерской программе. В целом, потенциал Североатлантического блока увеличился незначительно: примерно на 90 млн. человек населения и менее, чем на полмиллиона военнослужащих.
Появились шесть «страйкерских» бригад, предназначенных к переброске в любую точку Земного шара в течение четырех суток. Продолжалось доведение до ума идеи о передислокации в любую область планеты не менее чем 250 тысяч офицеров и солдат в месячный период. Сохранилась система складирования APS (army prepositional stocks) – наличия запасов вооружения и техники в ключевых регионах Земли.
Тем временем, российские ВС в начале 2000-х годов продолжили процесс сокращения. А некомплект личного состава достигал в среднем 30-35%. В момент принятия программы «нового облика» армии России в 2009 году их реальная численность сократилась до 650 тысяч военнослужащих (в основном из-за некомплекта – формально численность составляла 1,2 млн. человек). Ядерные силы достигли нижней точки в 2014 году, когда в арсенале осталось порядка 2300 стратегических зарядов.
В 2009-2010 годах расформированы 20-я и 22-я армии СВ, а также 1-е командование ВВС ПВО. ВС РФ на самом нижнем численном уровне не превышали 600 тысяч человек (без гражданского персонала).
Белоруссия как союзное государство располагало 65-тысячной армией. Её ВС уменьшились почти вчетверо по сравнению с началом 1990-х годов.
Помимо расширения НАТО началось развертывание так называемой системы ПРО в 2006-2007 годах –предназначенной для обнаружения, отслеживания и перехвата баллистических ракет различных классов.
Штаты формировали национальную ПРО (НПРО) с 1999 года. В 2002 году Белый Дом в одностороннем порядке вышел из договора об ограничении систем ПРО. В 2004-2007 годах усилил защиту Аляски. Начиная с 2008 года в Средиземном море на ротационной основе развернули несколько эсминцев, служивших элементами системы ПРО. Их количество последовательно возросло с двух до семи-восьми вымпелов. При Бараке Обаме европейская часть программы была пересмотрена. Чехия и Венгрия отказались от размещения противоракет, отдельные элементы приняла лишь Польша.
При президенте Трампе (2016-2020 годы), вновь продвигались идеи размещения компонентов ПРО в различных странах, приближенных в России. Одновременно выросла активность американского флота, возобновившего, в частности, морские учения на ДВ возле берегов Аляски впервые за почти 30 лет. Появились проекты по размещению ракет малой и средней дальности в Польше (до 5500 километров).
Интересным являлось создание Космических сил в США в декабре 2019 года. Данная структура стала наследником Аэрокосмического командования, формировавшегося при Рейгане, в 1982 году.
Она отвечала за американскую спутниковую группировку, а также работу над космическим бомбардировщиком. Если Россия сделала упор на гиперзвуковое и противоспутниковое ракетное оружие, то Пентагон стремился получить космический бомбардировщик для работы с орбиты.
Также в рост пошла численность западных вооружённых сил. Прежде всего, это касалось американских ССО (сил специальных операций), за полтора десятилетия увеличившихся с 20 до 70-80 тысяч (исключая гражданский персонал).
По состоянию на август 2021 года американские Вооружённые силы насчитывали почти 1,5 млн. военнослужащих, не считая гражданского персонала. В составе различных видов резерва ветвей ВС, а также в Национальной гвардии и береговой охране несло службу ещё почти 900 тысяч американцев. Гражданский персонал превышал 750 тысяч служащих. Всего – более 3,1 млн. человек. Ориентировочные масштабы мобилизации Резерва видов ВС и Национальной гвардии могли довести численность ВС США, по некоторым данным, до 7-8 млн. человек.
На вооружении у них стоит не менее 14 тысяч самолетов и вертолетов, 490 кораблей (без малых, вроде патрульных катеров и лодок), более 11 тысяч танков (включая те, что на хранении), более 9 тысяч орудий и РСЗО (без минометов). США по-прежнему представляют собой основную ударную силу НАТО. Их удельная доля по личному составу и по обычным вооружениям и технике (без ЯО) составляет, как правило, от 30 до 60% общего потенциала сил альянса.
Тем самым, потенциал сил НАТО с 1989 года изменился незначительно. Сегодня это свыше 4,5 млн. персонала (без гражданских специалистов и резервистов), есть тенденция к увеличению численности. При этом более двух третей войск блока – за счет армий европейских союзников США, – концентрируется в Европе.
Российские войска в период 2009-2014 года продолжали подвергаться оптимизации, при росте численности. С точки зрения организации и структуры, продолжал исповедоваться принцип перехода на бригадную структуру вместо дивизионной. Правда после 2014 года начался обратный процесс.
Переворот в Киеве привел к сосредоточению российских войск на украинской границе. В марте 2014 года удалось стянуть всего 10 тысяч военнослужащих. К концу апреля это значение возросло до 40 тысяч.
С 2014 года начинается качественный и количественный скачок российских ВС. В 2017-2018 годах их численность достигла значения в более 1 млн. офицеров и солдат, при 890 тысячах гражданского персонала. Всего – порядка 1,9 млн. человек при почти 13 тысячах танков (80% на хранении), порядка 4500 самолетов и вертолетов (включая те, что на хранении). Запас стратегических атомных зарядов достиг, по некоторым данным, 6400 единиц. Исключая ТЯО и включая те заряды, что на хранении – последние составляют до 75% всего арсенала.
Росгвардия насчитывает от 340 до 430 тысяч человек.
Только через Сирию и только по линии МО на август 2018 года прошли 63 тысячи человек. Общее число людей с «сирийским» опытом» – не только МО, а всех, – на сегодня может составлять от 120 до 150 тысяч.
СВ России в наши дни – это порядка 300 тысяч военнослужащих (без гражданских специалистов) – 11 дивизий, ряд прочих формирований. Они дополняются ВДВ из резерва Главного командования – ещё 45 тысяч десантников (основа – четыре дивизии ВДВ).
При этой сильной стороной РФ остаются их РВСН (ракетные войска стратегического назначения) – 12 дивизий, – да и вообще, ядерные средства. Они – главный гарант сдерживания прямой агрессии НАТО.
Лукашенко отреагировал развертыванием одной дополнительной мотострелковой бригады (МСБР) второй очереди к десяти уже имеющимся. Это давало рост численности белорусских ВС с 65 до 70 тысяч военнослужащих. Всего в случае военного положения предполагалось поставить под ружье семь бригад второй очереди, доведя все подразделения до штатов военного времени, а также выставить 120-тысячное белорусское территориальное ополчение.
В конце ноября 2021 года представитель МИДа Мария Захарова анонсировала наличие 125-тысячной армии ВСУ на Донбассе. Это означало концентрацию здесь не менее половины частей и соединений украинских ВС. При достоверности указанной информации, вместе с ведомственными формированиями (например, Национальной гвардией Украины, НГУ), а также различного рода гражданским персоналом, в районе проведения ООС может находиться не менее 150 тысяч человек из украинских военных и военизированных формирований.
Также с начала декабря 2021 года на Донбассе развернута оперативная группа Генштаба ВСУ – впервые с февраля 2015 года, когда завершился последний раунд крупномасштабных боевых действий.
Кроме того, в конце ноября 2021 года на территории Украины находилось, по некоторым данным, свыше 12 тысяч иностранных военных (треть – американских). На 2022 год было заявлено привлечение 11,5 тысяч иностранных военнослужащих для участия в 10 различных учениях на Украине.
Россия с начала 2021 года отвечает выдвижением значительных механизированных групп к границе с Украиной. С апреля 2021 года, было осуществлено как минимум три подобных «подхода»: в апреле, июле и ноябре. Западные оценки говорят о наличии от 90 до 120 тысяч российских войск на украинском направлении. (Например, в апреле 2021 года группировка российских войск на границе ориентировочно усиливалась на 20-25%).
3. В период с 2014 года РФ несколько восстановила свой военный потенциал. Численность Вооруженных сил (без гражданского персонала) увеличена в полтора раза, количество стратегических ядерных боеприпасов – втрое. Заявлено наличие гиперзвукового оружия, способного легко преодолеть усиленно создаваемый США противоракетный барьер.
Илья Топчий
Комментарии