Кто «погубил» Российскую Империю — «красные» или «белые»?

На модерации Отложенный




Конечно, не только в советское время, но и лет 20 назад за такой вопрос задавшему его вполне серьезно посоветовали бы обратиться к психиатру – но в наше время всеобщего сумасшествия аксиомой давно являются самые бредовые исторические и политические построения. «Белые свергли царя!!!» - почти в один голос кричат и левые, и правые, только для первых этот тезис служит перекладыванием с себя вины за то, что они учинили потом (гражданская война, Брестский мир, террор и прочее – «а что было делать?!»), а для вторых – «нравоучительное» обоснование поражение Белого движения, ведомое-де «предателями» и оттого не имевшего якобы благословения на победу от Бога. Конечно же, как «доказательство» своей правоты и те, и другие называют имена генералов Алексеева и Корнилова, а многие часто прибавляют к ним и тех, кто в первом приближении не имел как будто никакого отношения к Февральской революции – Деникина, Колчака, Врангеля и иных. И те, и другие твердо уверены – именно свержение императора привело к краху империи, а все последующие события уже вторичны по отношению к этому факту. Но что же в действительности?

А действительность, между тем, находится в другом измерении. Не станем сейчас полемизировать с бредовыми построениями по поводу Белого движения, которое возникло исключительно как противостоящая большевикам сила и ни в каком виде, даже зачаточном, не существовавшее на февраль 1917 года – а обратимся к более серьезным вещам. Что означала для России Февральская революция? Да, безусловно, она глубоко потрясла все здание государства и особенно армии. Да, она запустила тот процесс распада, который и привел, в конце концов, к коллапсу управления и до крайности облегчил большевикам захват власти. Однако между Февральской и Октябрьской революциями разница есть, и эта разница более чем принципиальна.

Какие бы потрясения не переживала Россия после февраля 1917 года, какие бы законодательные акты и приказы не издавались гражданскими и военными властями, какие бы социальные бури не бушевали в стране – она все равно оставалась сама собой, со своей историей и национальными традициями, со своим законодательством и экономической системой, со своей религией и культурой, со своей армией и чиновничьим аппаратом, со своим местом среди стран цивилизованного мира и международными обязательствами. Именно оттого после свержения царя и не возникло никакой гражданской войны – не оттого, что, как нас уверяют современные красные и монархисты одновременно, будущие белые офицеры «предали царя» и «не собирались его защищать» - а оттого, что они просто не видели никакого разумного смысла в такой войне.

Что, собственно, произошло? Замена одного императора другим, потом отрекся и тот, но что дальше? Это же мы сейчас послезнанием понимаем, что потом к власти пришли большевики, убили царскую семью и начался кровавый хаос - а тогда всего семь лет назад в Португалии точно также началась революция, была провозглашена республика, но короля при этом никто не убивал и вообще ничего ужасного не случилось.

Так, считали они, произойдет и в России – соберется Учредительное собрание, выберет форму правления, и, даже если это будет республика, жизнь пойдет своим чередом, царь с семьей будет жить как частное лицо или уедет в Англию или Грецию, тем временем неизбежная победа Антанты приведет Россию в ряды держав-победительниц и она пожнет все политические и экономические плоды этой победы. Конечно, Польша и Финляндия станут независимыми странами, Украина и прибалтийские губернии получат автономию в той или иной форме, но это неизбежно в условиях возрождения национального самосознания их народов.

Но не так, как мы знаем, стали развиваться события. Путем вооруженного восстания власть захватили большевики – и вот они-то резко и принципиально разорвали абсолютно все нити, связывавшие Россию с ее прошлым. Сразу или несколько времени спустя было полностью отменено все ее законодательство, армия официально распущена, огромная часть территории страны отдана без боя противнику, все права и свободы человека и общества растоптаны в самой грубой форме, право собственности и свободной торговли отменено, религия провозглашена вредным пережитком и оказалась объектом террора – и все это во имя того, чтобы на месте сначала России, а потом и всего мира построить совершенно новое, всемирное коммунистическое общество.

Естественно, именно этот факт и вызвал гражданскую войну в стране – огромные массы почти всех слоев населения не были согласны с такой программой национального самоубийства ради социальных утопий большевиков - а офицерство, как имеющее в руках оружие и сохранившее так или иначе военную организацию, естественным образом оказалось главной силой этих противостоящих. Да, в конечном итоге их оказалось все равно меньше, чем тех, для кого мечты о коммунистическом рае стали привлекательнее. Да, в отличие от Финляндии, в России Белое движение проиграло. Но не оно повинно в крахе страны, какие бы ошибки не делали его вожди (а их было немного) — на совести белых нет абсолютно ничего, что позволило бы винить их в бедах, обрушившихся на страну в XX веке.