С.С.Шушкевич: "Мне стыдно, что я не был диссидентом"
В Вильнюсе на конгрессе неправительственных организаций я познакомился со Станиславом Станиславовичем Шушкевичем и взял у него интервью. С.С. Шушкевич – председатель Верховного Совета Белоруссии в 1991-94. Доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Национальной АН Белоруссии. В 1991 году как глава Республики Беларусь подписал Беловежские соглашения. Председатель партии Белорусская социал-демократическая Громада. В 2007 году Лех Валенса номинировал С.Шушкевича на соискание Нобелевской Премии мира.
- Возможна ли деятельность неправительственных организаций (НПО) без выдвижения ими политических требований?
- Возможна, но там, где принципиально урегулированы все политические вопросы с точки зрения принципов демократии. Если же речь идёт о таком политическом сумбуре, о такой псевдодемократии, как в Беларуси, то без политических требований деятельность неправительственных организаций будет абсолютно нелепой. Как бороться за права человека и за то, чтобы не было политических заключённых, не замечая того, что за членство в незарегистрированных организациях могут посадить в тюрьму? Этот политический антидемократический маразм в нашем законодательстве укрепился. От него приходят в восторг власть имущие, поскольку они у кормушки. Они очень высокооплачиваемы по сравнению с остальным людом. В России происходит то же самое. Тут я увидел российских сатрапов, которые молятся на эту власть и говорят, что она делает всё правильно.
- Насколько вообще возможна в Беларуси деятельность оппозиционных неподконтрольных президенту партий?
- Наша деятельность носит полуконспиративный характер. Оппозиции в европейском смысле этого слова у нас нет, потому что парламент был разогнан с помощью российских «высших иерархов» – Селезнёва, Строева, Черномырдина. Вся власть перешла Лукашенко. Россия постаралась иметь там человека, который бы говорил, что все остальные кроме него враги России, а в общем-то врагов России у нас нет.
- Часто ли Вас упрекают в том, что Вы подписали тот исторический договор в Беловежской пуще?
- Один из двадцати. Особенно в Украине проходу нет. Иду в метро, люди говорят, мы рады вас приветствовать. В Беларуси, может быть, один из пятнадцати упрекает, а остальные говорят, что всё было правильно.
- То есть для Вас развал СССР – это никакая не геополитическая катастрофа…
- и никакая не трагедия, как сказал г-н Путин. Переживать и считать трагедией кончину края ГУЛАГов и в общем-то деспотизма, сталинизма, беззакония и телефонного права может только профессиональный шпион Владимир Путин.
- Каково сначала быть у кормила власти, всё иметь, а потом всё потерять?
- Я всего ничего не имел. Я ни на что не претендовал и не хотел иметь то, что я считал не совсем законным. В стране, где уровень бедности достаточно высокий, иметь какие-то привилегии, преимущества, большой оклад, дачу я не хотел. Использовал только государственную машину, иначе не мог. От второй машины для семьи я отказался – у меня были свои «Жигули».
- Чем Вы всё это время занимались после того, как потеряли политическую власть?
- За это время я прочёл лекции в Гарвардском университете, Йельском, Колумбийском, в университете Джорджа Вашингтона, в университетах Южной Кореи, Японии. Я получил четыре раза звание доктора как политолог. Очень обрадовался, когда в прошлом году в Польше смог прочитать лекции по ядерной физике. Я двадцать лет заведовал кафедрой ядерной физики. Я познал мир за это время. Я налетал очень много на самолёте. Я счастлив, что я не могу положительно ответить на все приглашения, которые я получаю. Наш неук и хам – это наш президент, и я могу его только так назвать, потому что он хамит на каждом шагу, свою необразованность подтверждает своими нелепыми заявлениями, он даже по ядерной физике пытается делать заявления, а я ему всё время объясняю, какую нелепость он говорит. Воинствующее невежество не украшает человека, который добрался до такой власти. Он бесится от этого. Он лишил меня фактически пенсии.
- У Вас есть прямая связь с президентом, что он Вас слышит?
- С нашим президентом? Её не может быть, потому что я ему никогда не подам руки, потому что по моему предположению у него руки в крови. Он подозреваемый человек, он боится независимого расследования по делам об исчезновении наших политиков.
Я никогда не подам ему руки. Это исключено.
- Насколько стабильна экономическая ситуация в Беларуси?
- Во-первых, Беларусь живёт в долг. Во-вторых, живёт на российские дотации. В-третьих, Беларусь получила подарок от России примерно 32 миллиарда долларов в этом тысячелетии. Для того, чтобы политически поддерживать Россию, для того, чтобы белорусская армия была фрагментом российской армии, фрагментом противовоздушной обороны Москвы, Кремль задабривал Лукашенко.
Экономическая стабильность приближается к стабильности на кладбище. Целый ряд товаров мы сбываем только в Россию, потому что они не дотянулись до мирового уровня, неконкурентноспособны. … Мы имеем нелигитимную власть. С 1996 года в стране нет выборов. Целый ряд договоров, в том числе долговые, которые были подписаны с Россией, будут денонсированы нормальной властью как договоры с нелигитимным правительством. У нас нечего красть в отличие от России. У нас нет своих полезных ископаемых. Мы можем зарабатывать только своим трудом. Лукашенко сделал так, что этот труд не высокопроизводительный и та продукция, которая этим трудом производится, не соответствует сегодня мировым стандартам во многих отношениях. Исправим это.
- Почему провалился союз России и Беларуси?
- Это был политический союз, который начинался сверху. Такие союзы обычно проваливаются. На место предводителя союза поставили такую личность, как Бородин Пал Палыч… Месяц назад я «имел честь» с ним познакомиться на телевизионной передаче. Вы знаете, большего пошляка, большего примитива, чем он я, наверное, не знаю. Больше высокопарных слов об этом союзе, кроме Бородина и Лукашенко, никто не говорит. Это союз на бумаге и начинался он с того, что Лукашенко говорил, что все в Беларуси, кроме него – враги России. А это ложь. .. В Беларуси дурачат народ. У нас нет свободных масс-медиа вообще. У нас есть только государственные средства пропаганды, которые пропагандируют белорусскую экономическую модель. Я шокирован тем, что в России некоторые экономисты советского розлива тоже хвалят белорусскую модель. Я не знаю, как они дожили до уровня академиков и членкоров российской академии наук, но нормальный экономист понимает, что это чистая нелепость. …
- Много ли белоруссов недовольны нынешним режимом?
- Перманентно недовольных процентов 30, скрывающих своё недовольство примерно столько же. Процентов 25 счастливых тем, что у них есть, потому что при их маразматическом мышлении и стабилизировавшемся образе жизни, когда ничего не нужно, кроме полкилограмма «докторской» колбасы на неделю, наверное, они просто не знают, что такое лучшая жизнь. Ну а остальные могут податься туда и сюда в зависимости от действия масс-медиа. Уберите сегодня государственную пропаганду и завтра недовольных Лукашенко будет 75 процентов как минимум.
Физики, например, уезжают работать за границу, потому что там им платят неизмеримо больше. Я не могу их обвинить в антипатриотизме. Жизнь даётся один раз, и прожить её собачьим образом – невеликая заслуга.
- Чтобы критиковать власть, нужна смелость. Это сегодня далеко небезопасно, не говоря уже про советское время. В СССР такими смелыми людьми были диссиденты…
- Мне сегодня стыдно, что я не был в числе диссидентов, ведь многое я понимал, но мне не хватило мужества отказаться от определённого благополучия. Я был преуспевающим физиком, доктором, профессором, членом-корреспондентом Академии наук. У меня была работа, которая меня занимала. Работой я «гасил» все остальные чувства. А были люди, для которых духовное было выше физического, физиологического. Я сегодня видел Людмилу Михайловну Алексееву, я был знаком с А.Д.Сахаровым и знаю, как он поступал. Вопиющее благородство, вопиющая чистота и при таком таланте сахаровском. В отличие от многих и многих я понимаю, что он сделал как физик. Это величайший талант. Это величайшая работоспособность. Я, увы, ни в коей мере не приблизился к этим людям. Хорошо, что такие люди есть. Многие из них нашли хороший выход, эмигрировав. Духовно чистых людей у нас очень мало. Истинная интеллигенция была физически уничтожена царями и большевиками. Но этот дух, присущий ей, остался.
Полное видеоинтервью с С.Шушкевичем можно найти в Интернете. http://video.yandex.ru/users/yhrgkarelia/view/27/
Вопрошал Максим Ефимов
Комментарии