Краткое изложение гностической "теологии"
На модерации
Отложенный
В данной теме я попробовал кратко ознакомить Вас с гностической космогонией, и с их основополагающим учением. Изучая свидетельства ересиологов, тексты Наг-Хаммади, можно объединить все гностические школы в одном общем для них мифотворчестве. В данном случае я ссылаюсь в основном на офитов и кратко излагаю учение Саторнила (т.к. оно наиболее универсально для всех гностиков-учителей).
1.Саторнил, подобно Менандру, признает единого неведомого никому благого отца (Саморожденный), который сотворил ангелов, архангелов, силы (и) власти. В результате падения Пруники (Софии) в материю явился сын — Ялдаваоф ("бог слепых", противник Саморожденного/Демиург), который сам, в свою очередь, произвел сына; последний, подражая отцу, также родил сына, этот — еще сына и т. д. В итоге, последовательно явилось семь Архонтов ("и их семь порождений, чтобы их число стало 49" - трактат "Происхождение мира"). Семью архонтами сотворен мир и все, что в нем (находится). Человек есть также творение архонтов, которые не могли удержать светлый образ, который явился от высшей силы и быстро возвратился; (архонты) советовались друг с другом и говорили: "сотворим человека по образу и подобию (высших сил)". Когда тот был создан, то его тело, из-за слабости архонтов, не могло стоять прямо, но ползало, подобно червю. Тут сжалилась над ним высшая сила и послала искру жизни, которая выпрямила человека, наделила (необходимыми) членами и сделала жизнеспособным. Поэтому, говорит, эта искра жизни возвращается по смерти к тому, что с ней однородно. Прочее же разлагается на то, из чего создано.
2. Весь созданный мир семь архонтов поделили между собой и в нем владычествовали. Один из них стал богом иудейского народа (по всей видимости Ялдаваоф).
3.Желая обессилить человека, Архонты создают для него жену Еву. Но Пруника (София), предугадав их замыслы, лишила жену силы, а потом при помощи змея (Наставника, сотворенного Софией) склонила ее и Адама преступить заповедь Архонтов. Последние в наказание изгоняют Адама и Еву из рая. Змей также изгоняется в дольний мир. Затем, десь змей представляется рожденным из хаоса сыном Ялдаваофа, виновником всякого беспорядка. Но, с другой стороны, по учению той же секты, змей как бы переходит в услужение благой силе. Мать Ялдаваофа "постаралась посредством змея обольстить Еву и Адама к преступлению заповеди Ялдаваофа...
и змей, противодействовавший отцу, был изгнан им в дольний мир". Видимо змей стал прототипом Сатаны.
Здесь от него произошло шесть сыновей, которые вместе с отцом составляют семь мировых демонов, "противостоящих человеческому роду и всегда противодействующих ему, потому что их отец был низвержен долу за людей".
4.Между архонтами-миросоздателями и Сатаной ведется борьба, которая в особенности жестока между иудейским богом и Сатаною. Как архонты, так и Сатана (возможно его имя - Тарихеас, сын Саваофа из "2й книги Иеу" имеет образ вепря и льва с телом змеи) посылают своих пророков.
В результате "праведные" души людей, соблюдавшие закон архонтов попадаю в мнимый рай (затем впоследсвии опять возвращаются в земные тела для служения архонтам), а нарушители закона-грешники попадают прямиком к Сатане, который возненавидел людей (те тоже по прошествии некоторого срока опять попадают в земные тела для служения).
5. Спаситель (Христос), не рожден, бестелесен, безвиден и (только) казался человеком. И так как все князья хотели уничтожить отца Его (т. е. Спасителя), Христос пришел для уничтожения бога иудеев и для спасения верующих в Него; это те, которые имеют искру жизни. Он (Саторнил) первый сказал, что архонтами сотворены два рода людей — добрый и злой. И так как демоны помогали злым людям, то Спаситель пришел для уничтожения злых людей и демонов и спасения добрых. Вступление в брак и рождение детей, говорят, от сатаны. (т.к. тем самым люди производят телесные ловушки для удержания светлых душ от Саморожденного). Спаснеие же заключалось в преодолении многочисленных препятствий, созданных архонтами, чтобы душа не могла вернуться к Саморожденному (для этого Христос и нес свое учение - "гносис", высшей ступенью которого было знание имен архонов и их эонов, магических заклинаний с помощью которых можно было преодолеть эти препятствия и воссоединиться с Плеромой - вернуться к Саморжденному).
6.Многие же из гностиков воздерживались от мяса животных, обольщая других такой мнимой воздержанностью. Некоторые пророчества изречены архонтами, создавшими мир, другие — от Сатаны, которого также считают архонтом.
Комментарии
Но, возможно, я и ошибаюсь.
Я не имел в виду канонизацию гностического знания, которое, в некоторых его аспектах, на мой взгляд, можно было бы обозначить как ведание. Я имел в виду канонизацию того, что было понято и, по всей видимости, необходимо должно было укладываться в рамки определяемых социальных необходимостей, что, собственно, и попросил Вас осветить, на мой взгляд, Александр Буловацкий.
я религиовед. я НЕ верующий, т.к. вера для меня вторичнее ЗНАНИЯ. Можете называть меня знающим, но это как то пафосно звучит=) поэтому можете считать меня атеистом, а можете гностиком.
чего чего? Вы видимо не читали мою статью "христианский канон ,время раскрывать карты" - синоптические евангелия содержат около 10% от учения Иисуса - все остальное вставки. Маловато? - да маловато для синоптиков, но Вы ведь забыли еще огромное кол-во апокрифических источников (чего стоит только Наг-хаммади!).
2. Вы, видимо уверены в историчности И.Х. Но мы-то знаем, что это был процесс, будь это заимствование христианством догматов у различных религий (египтян, персов...) будь то заимствование обрядов (притящения, замена жертвоприношения...)
В историчности Иисуса можно не сомневаться, а вот в историчности христианства сомнения имеется (см. статью "митраизм и христианство: поверхностный анализ). Видите ли, христианство и учение Иисуса ХрЕста - это разные вещи, я бы сказал диаметрально противоположные. Христианство - это синкретическая религия, состоящая из иудаизма и митраизма (от 1х взята теория, от 2х - практика, литургия), и заметьте, что я не отнес сюда собственно учение такого персонажа как Иисус ХрЕстос.
1. Поэтому для меня удивительны утверждения вроде 10 % от учения Христа в синоптических Евангелиях. Будьте любезны опираться на исторические факты и первоисточники.
Цифра 10% взята не с потолка, а методом суммарного сложения аутентичных цитаций (таковых менее половины от Евангелия от Луки, см. "Евангелие Господне"). Чем Вам синоптики не исторические факты - лично мне не понятно.
2. Апокалипсис и Евангелие от Иоанна принадлежат разным личностям. (см. 5 категорий НЗ: Марк, Матфей, Апокалипсис). т.е. автором Апокалипсиса был тот же человек или группа людей, что написали Марка и Матфея (а как известно эти евангелия - псевдоэпиграфы и написаны ортодоксальной свитой). Кстати даже сами ортодоксы (что весьма примечательно) ставят по датировке на 1место Марка. Апокалипсис у них вообще датируется концом 2го века (а первый реальный манускрипт серединой 3го века).