"Где же твоя забота о русских, Россия? Обидно чувствовать себя людьми второго сорта": откровенное письмо, открывшее правду об армии 90-х
Видя тот ужас и беспредел тогдашнего российского генералитета, начальник заставы десантно-штурмовой маневренной группы Московского погранотряда не выдержал и в своем послании высказал все, что долгие годы копилось в его душе. Высказал без доли сомнения и страха за свое будущее.
Та горькая правда, которую прочитал читатель «Комсомольской правды», а также некоторых других газет 1994 года, и раскрутившийся за ней резонанс впоследствии изменит многие, хоть и не все, проблемы России 90-х в военной сфере. Их небольшая часть будет решена, но вместе с этим, несмотря на сотни ходатайств в поддержку своего боевого брата и товарища, Разумовскому все-таки пришлось покинуть войска.
После увольнения из родного погранотряда тот отправится на свою родину — в Ульяновск. Что же такого было написано в том резонансном письме? Почему безукоризненный послужной список Разумовского и сотни писем в его поддержку не смогли спасти его от увольнения? И самое главное — что стало с Дмитрием Александровичем Разумовским после его громкого письма?
Спойлер: герой вернулся на службу, спас сотни жизней школьников и...

Все началось 16 марта 1968 года, когда в городе Ульяновск на свет появился сверхшустрый паренек. Назвали Димой. Буквально с самого начала тот начал проявлять интерес ко всему, что его окружало.
Дмитрий отлично учился, занимался спортом и всюду проявлял самую активную позицию. Несмотря на максимально мирные профессии родителей (мама работала преподавателем музыки, отец всю жизнь трудился инженером-строителем), юного Диму всю молодость тянуло к форме и погонам. И когда пришел черед подавать документы в высшее учебное заведение, тот без промедления отдал их в военное училище. Но конкурс был таким мощным, что даже отличник не смог в него поступить.
"Не получилось так, будем пробовать иначе", — подумал Разумовский, отправившись служить в Вооруженные Силы СССР.
По окончании службы того все-таки зачислили в Московское пограничное училище. Отличные оценки и чемпионство училища по боксу даже не стояли на повестке дня — все это давалось ему с невероятной легкостью. По крайней мере, так казалось со стороны.
Стоит отметить, что за пару лет до поступления в училище Дмитрий взял чемпионство СССР по боксу среди юношей, так что ничего удивительного в его чемпионстве в рамках училища не было.
Таким вот образом "закалялась сталь" — характер будущего российского героя, который не побоялся сказать хоть горькую, но все же правду.
По окончании училища было распределение, которое сначала занесло молодого и еще необтесанного офицера в самое пекло — это был Среднеазиатский пограничный округ, где базировался легендарный Пянджский погранотряд. Именно в него он и попал.
Все это происходило не в мирное время, а в 1990 году, когда не только в тех гиблых местах, но даже и в самом Душанбе начались массовые беспорядки, которые впоследствии стали чем-то вроде прелюдии к гражданскому противостоянию всего Таджикистана.
Следующие четыре года Разумовский насмотрелся такого, от чего многие просто сходили с ума. Дмитрий же, наоборот, напитался житейской мудростью, сделав свой погранотряд одним из самых эффективных подразделений на таджико-афганской границе.
За годы борьбы с незаконными бандформированиями Дмитрий не только набрался боевого опыта, получив целую кипу орденов и медалей, но, что самое главное, — друзей. Среди них был начальник 12-й погранзаставы Михаил Майборода.
О трагедии, что произошла с Михаилом и его 12-й погранзаставой, Разумовский узнал в госпитале, находясь на восстановлении после тяжелейшей контузии. Хороня лучшего друга, тот познакомится со своей будущей женой Эрикой, а сын, который у них вскоре родится, будет носить гордое имя Михаил.
Глядя на творившееся в те времена безумие, которое наблюдалось не только на таджико-афганской границе, но и чуть ли не во всех российских войсках, в голове Дмитрия копилось справедливое недовольство. Последней каплей стал уход из жизни его лучшего друга, после чего Разумовский напишет то самое открытое письмо, которое будет напечатано в ряде центральных газет России. Это письмо указывало не просто на халатность тогдашнего генералитета, нет, оно указывало на их преступное поведение, приведшее к сотням и сотням бессмысленных потерь российских бойцов. Письмо заканчивалось громкими словами: "Где же твоя забота о русских, Россия? ... Обидно чувствовать себя людьми второго сорта".
Давайте пробежимся по ключевым моментам того обличающего текста.
"Пишу вам с болью в сердце, потому что 19 августа не стало моих боевых товарищей", — начал Дмитрий Александрович.
Его мысль продолжилась историей долгих лет, в которых тот буквально бился головой об стену, чтобы донести до высшего руководства тот бред, что каждый день ему приходилось видеть своими глазами. Но, несмотря на отчаянное желание донести до высшего руководства правду, они не хотели видеть и слушать ту самую правду.
Письма и телеграммы Дмитрия либо не доходили, либо оставались без ответа.
А те слова, которые были сказаны журналистам, наведывавшим отряд Разумовского, каждый раз искажались, подрезались и не отражали даже десятой доли того, что творилось на удерживаемой небольшой группой Разумовского границе.
В открытом письме Дмитрий говорил о своем неуемном желании служить Родине, о том, что по доброй воле пришел защищать границу "Великого государства". Он пришел, как и десятки сверхмотивированных бойцов, что бьются с ним бок о бок, и, глядя на добродетель своих товарищей, никак не мог понять: "Почему Россия так наплевательски относится к своим сыновьям, которые ради нее готовы головы свои сложить?"
В самом начале своего изложения Дмитрий не стал оперировать абстрактными понятиями, как те, что приходили в ответ на его письма. Нет, он сразу начал напирать на факты, которые никто до сих пор не смог оспорить. Он говорил о трагическом дне для всех российских пограничников, вспоминая 13 июля 1993 года, когда полегло аж 25 бойцов. Вместе с ними не стало и начальника заставы. О нем я уже рассказывал чуть выше.
"Он был мне больше, чем друг", – отметил Дмитрий в своем тексте. После этого он начал разбирать не саму трагедию, а капнул намного глубже, глядя в первопричины, которые ей способствовали.
Именно из-за этих подробностей Разумовский и лишился своей должности. К первопричинам относились:
-
нехватка личного состава;
слабая боевая подготовка самих бойцов, которые чаще всего были обычными срочниками, коими закрывали очевидные прорехи.
Все это делало из элитных пограничников скорее какое-то ополчение, а не профессионалов, защищающих российские рубежи.
В письме говорилось и о непонятных приказах, гласивших не трогать духов, которые в скором времени перестали прятаться от глаз погранцов. В это сложно поверить, но, по словам Разумовского, именно духи охраняли российских бойцов от так называемых "Вовчиков". Так звали вооруженную таджикскую оппозицию.
«Вдумайтесь: на контролируемой российскими пограничными войсками территории российских пограничников охраняют от боевиков (!) вооруженные нарушители границы из Афганистана!» – недоуменно отметил Дмитрий, а затем добавил: «Жалко, я тогда не уточнил, кто конкретно отдал эту команду. Противник целый месяц вел наблюдение за заставой. Все это время командование бездействовало, что и убедило молодого начальника заставы: противник опасности не представляет».
В достаточно коротком письме капитана Разумовского были затронуты и другие, не менее важные темы. К примеру, по денежному довольствию в тексте прямо говорилось, что даже корреспонденты, приезжающие в короткие и безопасные командировки в Таджикистан, получали почти так же, как и сам Дмитрий, который находился не в безопасном тылу, а на боевом выходе.
Проблемы с деньгами были повсюду. Что говорить, если страховку за контузию ему пришлось добиваться целый год! Но деньги – деньгами, а жизнь важнее. По этому пункту я бы отметил непонимание начальника заставы таджико-афганской границы, связанное с постоянным отправлением в его распоряжение именно таджиков, которые мало того что постоянно конфликтовали с русскими ребятами, так еще и в критических ситуациях стрелять не хотели.
"Таджики отказываются стрелять, говорят, что там их братья – мусульмане", – сказал Дмитрий в своем письме. В нем было сказано сильно больше, чем мне удалось уместить в свою короткую статью. Так что давайте я лучше добавлю полный текст письма Разумовского Дмитрия Александровича под статьей. А закончить сегодняшний материал я хотел бы последующей за письмом историей.
Ведь после увольнения из вооруженных сил и отбытия в родной Ульяновск капитан так и не смог найти себе места в гражданской жизни. Не пробыв в ней и трех лет, Разумовского берут по рекомендации в российскую элиту госбезопасности, и с 1996 года Дмитрий служит в Управлении "В". Многим знакомо другое обозначение этого подразделения – "Вымпел".
Именно в этом отряде он продолжил биться за интересы Родины. Успел принять участие в первой, а затем и во второй Чеченской кампании, отражал вторжение чеченских боевиков на кавказскую столицу в 1999 году, бился с братьями-десантниками в Итим-Калинском районе, участвовал в операции по уничтожению одного из ключевых чеченских полевых командиров – Радуева. Но все же ключевым моментом его жизни был именно Беслан 2004 года.
Там, защищая невинных детей, он находился чуть ли не на самом опасном участке школы, вызывая огонь на себя с целью открытия огневых точек противника.
Нужных навыков по борьбе с террористами у Разумовского было более чем достаточно. Выбранная им позиция давала отличную просматриваемость вкупе с довольно приличной защищенностью. Но огонь боевиков был такой силы, что одна шальная пуля все-таки достигла своей цели.
3 сентября 2004 года бесстрашного подполковника не стало, а уже 6-го числа ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.
На мой взгляд, такие порядочные, смелые, отважные люди и должны быть примером для подрастающего поколения.
Комментарии