Туризм – развратное зло

На модерации Отложенный

Одно из самых инфернальных занятий современного человека – туризм. Становясь туристом, человек получает паспорт идиота. Турист – человек заведомо поверхностный и легковесный. Он едет в любую страну для чего угодно, но только не для того, чтобы познакомиться с нею.

Обратите внимание, как организован туристический бизнес в Турции, в Египте или в Тунисе. В отелях или иных местах туристического проживания искусственно все. Все родом из других стран – и продукты, и песок, и растительность, и обслуживающий персонал, и мебель. И даже само море с кораллами в значительной степени представляет собой голографическую проекцию, специально подсоленную где-то в сторонке – для того, чтобы оно было соленым и похожим на настоящее, на некоторых пляжах море досаливают.

Все принципиально искусственно. Человек, отправляясь в туристическую поездку, гарантировано  никогда не  попадет в ту страну, штамп о прибытии в которую ему тиснут на таможне. Он попадет в другую страну, созданную специально для него, которую он, собственно, и хотел бы видеть. Она довольно похожа на его собственную, хотя и обладает определенными отличиями.

Например, в пляжных зонах Шарм-Эль-Шейхе можно встретить гигантские статуи из белого мрамора, изображающие ныряльщиков, людей, играющих в гольф, загорающих женщин. Это не сфинксы, не боги или герои, а просто ироничное подмигивание придуркам, которые туда приехали с клюшками для гольфа. Они видят там самих себя, словно отправляются в путешествие, не выходя из дому. Чтобы туристу было комфортно, он повсюду должен сталкиваться с тем, к чему привык. Так, приезжая в Москву, человек видит медведей на улицах и цыган на тройках – подобный сервис уже существует. В Санкт-Петербурге на санях разъезжают дамы в вуалях. Люди хотят видеть то, что уже знают.

И если сталкиваются с тем, что не соответствует их ожиданиям, они на самом деле расстраиваются.

В Китае драконы и фейерверки. В городах целые зоны выделены под европейских туристов. В глубинах континентального Китая голод, страдания и чашка риса на неделю, но в туристических центрах все процветает, скачут драконы и вечно пляшут девушки с лентами, подтверждая ожидания туристов.

Турист – это человек, который никуда не может приехать. Зигмунд Бауман хорошо говорил о туризме, как о форме жидкого общества. Это постоянное перемещение  уже в планетарном масштабе. И те страны, которые на нем зарабатывают, по сути сами размывают собственную инфраструктуру. Что, например, происходит в Испании и Греции – получая огромные прибыли за счет торговли артефактами для бестолковых туристов, они постепенно загасили свою индустрию и промышленность, отказались от производства, и вполне закономерно вступают в определенный дефолт. Поэтому идея реорганизации экономики в направлении туристического бизнеса совершенно бесперспективна. Да, так можно обеспечить какой-то приток капитала, но это вещь абсолютно эфемерная. В это время мы не сможем заниматься тем, что создает реальную экономическую основу страны.

В этом отношении быть туристом позорно. Человек, который соглашается им быть, готов к исполнению роли того, кого разводят. Потому что любая туристическая поездка – это развод. Ему покажут все равно не то, что есть. И даже не совсем то, что он хочет – ему покажут то, что соответствует этим принципиальным и постоянно рециклирующимся догмам. Например, еще одного игрока в гольф, которых он и так видел на курортах немало. Но турист заведомо на это согласен, потому что начинает привыкать, согласен, что с ним будут поступать как угодно. И в туристическом бюро он подкрепляет это согласие собственной подписью.