Как тарифы Трампа влияют на Европу?

На модерации Отложенный

Как давно действуют тарифы?

В среду в 5:01 утра по немецкому времени президент США Дональд Трамп ввел новые тарифы в размере 25 процентов на импорт стальной и алюминиевой продукции в США.

Как отреагировал ЕС?

Примерно через час ЕС объявил о контрмерах. С 1 апреля ЕС снова введет дополнительные тарифы на импорт американских товаров, таких как виски с бурбоном, игровые приставки, лодки и арахисовое масло. В некоторых случаях тарифная ставка должна составлять 50 процентов – например, для мотоциклов, таких как те, что построены известным производителем Harley-Davidson в США.

Планы Европейской комиссии также предусматривают введение с середины апреля контртарифов на многие другие импортные товары. Они призваны затронуть компании, которые продают в ЕС американскую сельскохозяйственную продукцию, такую как птица, говядина, некоторые морепродукты, орехи, яйца, молочные продукты, сахар и овощи. Кроме того, ЕС также должен ввести дополнительные тарифы на другие промышленные товары, такие как текстиль, кожаные изделия, бытовая техника, инструменты, пластмассы и изделия из дерева. Тарифная ставка может достигать 25 процентов.

Что означает таможенный спор для экономики и рабочих мест?

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен видит значительные опасности. В частности, он прогнозирует рост цен, проблемы в цепочках поставок и риск потери рабочих мест. «Тарифы – это налоги. Они плохи для компаний и еще хуже для потребителей», — говорит она.

Некоторые экономисты разделяют эту точку зрения. Возникающая неопределенность оказывает негативное влияние на корпоративные инвестиции и экономику в целом, анализирует Самина Султан из Немецкого экономического института (IW). «Это также, вероятно, поставит под угрозу рабочие места по обе стороны Атлантики».

Однако конкретные тарифы Трампа мало повлияют на европейскую экономику, считает Кильский институт мировой экономики (IfW). Сталь и алюминий составляют всего около пяти процентов всего экспорта ЕС, и лишь небольшая доля из них идет в США. Для валового внутреннего продукта Европейского Союза это будет означать снижение всего на 0,02 процента, согласно IfW. 

Какие продукты могут стать дороже?

В основном, все, кого коснулись тарифы. «Насколько дороже, зависит от того, насколько высок спрос на него или можно ли легко заменить продукцию на аналогичную продукцию из Европы», — пояснил экономист Султан.

В случае с джинсами, например, Немецкая ассоциация моды считает, что эффект можно контролировать. На рынке этой страны продукция, которая поступает напрямую из США, не играет большой роли, говорит пресс-секретарь. Наиболее важными странами-производителями являются Китай, Бангладеш и Турция. По данным Федерального статистического управления, стоимость импорта джинсов из США в Германию в 2024 году составила всего три миллиона евро, что эквивалентно всего 0,1 процента всего импорта джинсов. 

Не стало ли это началом большой торговой войны?

Это, вероятно, зависит в основном от Дональда Трампа. Томас Гитцель, главный экономист VP Bank в Лихтенштейне, видит опасность спирали эскалации. В отличие от торгового конфликта между ЕС и США во время первого президентского срока Трампа, карательные меры США могли стать лишь прелюдией к целому ряду тарифов. «Таким образом, глобальная торговая война медленно набирает обороты», — говорит он. Трамп уже объявил, что также хочет ввести новые тарифы на автомобили и другие товары из ЕС.

В результате повышения тарифов США против Китая товары с Дальнего Востока также могут все больше поступать в Европу, считает экономист Кильского института Рольф Лангхаммер. «Существует страх перед игрой с отрицательной суммой, в которой все проигрывают».

Что происходит дальше?

Фон дер Ляйен подчеркивает, что ЕС готов к переговорам. «Мы твердо убеждены, что в мире, полном геоэкономических и политических неопределенностей, не в наших общих интересах обременять наши экономики такими тарифами», — говорит она. 

Что ЕС может предложить Трампу?

По мнению Еврокомиссии, Евросоюз и Трамп могли бы, например, заключить новую сделку по расширению американского экспорта сжиженного природного газа (СПГ). «Мы по-прежнему получаем много СПГ из России, так почему бы вместо этого не использовать американский СПГ, который дешевле для нас и снижает наши цены на энергоносители», — сказала фон дер Ляйен после телефонного разговора с Трампом в ноябре.

Кроме того, можно было бы импортировать больше военной техники и сельскохозяйственных товаров из США, а также снизить импортные пошлины на американские автомобили. Составляя десять процентов, они недавно были значительно выше, чем тарифная ставка США в 2,5 процента. 

Какие средства давления использует ЕС?

Дополнительные тарифы ЕС могут сильно ударить по некоторым американским компаниям. Трамп уже вводил специальные тарифы на импорт стальной и алюминиевой продукции во время своего первого срока с 2017 по 2021 год, обосновывая это «интересами национальной безопасности». В то время ЕС отреагировал ответными тарифами на американские продукты, такие как бурбон, виски и мотоциклы, а такие производители, как Harley-Davidson, жаловались на негативные последствия.

Они пытаются ударить по США в самое больное место, заявил представитель ЕС в Брюсселе. Это значит, что у вас есть список товаров, которые имеют высокую иконическую и символическую ценность. Чтобы создать как можно больше политического давления, продукты, которые поступают из дома влиятельных друзей Трампа по партии, также становятся мишенью. Например, ЕС должен ввести новые тарифы на соевые бобы, которые производятся в Луизиане, где проживает спикер Палаты представителей Майк Джонсон, а также в других местах. 

Как другие страны реагируют на новые тарифы?

Канада, со своей стороны, объявила о дальнейших импортных тарифах на американскую продукцию. С четверга 25-процентные тарифы будут применяться к американским товарам на сумму 29,8 миллиарда канадских долларов (эквивалент около 18 миллиардов евро), сообщил журналистам министр финансов Канады Доминик Леблан. Особенно страдают компьютеры, спортивное оборудование и изделия из чугуна. Во вторник Трамп объявил, что удвоит тарифы против Канады с 25 до 50 процентов. Однако всего через несколько часов он вернул себе это удвоение.

Другие страны отреагировали более осторожно: премьер-министр Великобритании Кир Стармер был «разочарован» — он надеялся, что его страна будет освобождена от тарифов Трампа. Тем не менее, переговоры по экономическому соглашению с США в настоящее время должны быть продолжены, и на данный момент не должно быть предпринято никаких контрмер, заявил министр торговли Джонатан Рейнольдс.

Япония и Австралия также надеялись на исключения и пока воздерживаются от контрудара. Бразилия заявила, что не намерена вступать в торговую войну с США. Наряду с Мексикой и особенно Канадой, южноамериканская страна является одним из важнейших поставщиков стали в США. Министерство иностранных дел Китая отреагировало более четко: оно примет «все необходимые меры» для защиты собственных интересов. Действия США нарушают «правила Всемирной торговой организации». Несмотря на то, что Народная Республика является крупнейшим производителем стали в мире, США менее важны в качестве рынка сбыта для нее. Недавно Трамп ввел 20-процентные тарифы на импорт из Китая в США. Правительство в Пекине отреагировало контртарифами, но в то же время также готово к переговорам.