К потенциальному закону о собаках

L.jpeg

С нелёгкой руки Маяковского мы всё ещё зовёмся "собачкиной столицей", хотя с тех пор их поголовье существенно поуменьшилось. Правда, одно дело центр, а другое окраины и промзоны. Но рассказать я хочу о практических аспектах работы с покусанными, томушо около двух лет я ими в том числе занималась и, сколько помню, ни разу ещё не писала про это.

В лайт-версии укушенный попадает в чистую перевязочную, где 15 минут самостоятельно отмывает место укуса с хозяйственным мылом, после чего на травмированную область накладывается стерильная повязка, и сабжа отпускают в палату, где он находится до тех пор, пока не станет ясно, что он нормально переносит антирабическую терапию. На моей памяти были укушенные собаками, свиньями, енотами и даже белками.

Наиболее тяжелые травмы были нанесены исключительно собаками - как бродячими, так и собственными. В основном это происходило при кормлении, когда собака позволяла положить еду либо поправить миску, а потом нападала на уходящего человека сзади, то есть повреждения приходились на заднюю поверхность бедра или, реже, икры.

Пострадавшие - женщины 60+, дефект захватывал большую часть мышцы, дно раны - кость. Перевязки в этом случае проводятся под анальгетиками (пациент в сознании) и занимают 1-1,5 часа. *Сначала конечность (или обе, бывает и так) размещается так, чтобы сестра имела доступ к бинтованию (процесс немного осложняет гипсовая лонгета), срезается верхний слой бинта, снимаются (очень аккуратно) промокшие салфетки, полость раны отмывается антисептическими растворами (путем заливания внутрь) и сушится салфетками на зажиме.

После этого накладывается свежая мазевая повязка. Как только рана очистится, проводят аутопластику. Это полноценная операция с анестезиологом с той разницей, что проходит она в гнойной перевязочной (которую, впрочем, никто так не называет, пользуясь разнообразными эвфемизмами.) С целой части бедра дерматомом берут кожный лоскут и эта рана сразу закрывается, она чистая. Дальше в этом лоскуте делаются множественные надрезы, чтобы растянуть его на максимально большую площадь, либо, если используется марочный метод, лоскут режется на кусочки примерно по одному квадратному сантиметру, после чего эти кусочки раскладываются на дне раны. У нас доктор любил делать именно так (думаю, в целях повышения приживаемости.)
Далее на всё это накладывается т.н."черепашка", состоящая из узких полосок бинта, накатываемых персоналом в свободное от работы время. Эти полоски очень густо намазываются мазью (иначе при следующей перевязке ты снимешь всю пластику вместе с ними) и накладываются послойно по типу черепицы. Дальше остаётся только ждать в надежде, что приживётся. При удачном раскладе на следующей перевязке мы увидим бледно-розовые "марки", площадь которых будет постепенно увеличиваться. При неудачном - повторяем действия от *.

Дальнейшие этапы реабилитации я, естессно, не видела, но могу предположить, что в той или иной степени страдает функционал конечности, глядя по сохранности мышцы. Хотя, вероятно, медицина существенно шагнула вперёд с тех пор, и теперь последствия укушенной травмы в меньшей степени приводят к инвалидизации. Но это не точно.