Михаил Врубель: летящий и поверженный + 19 картин
На модерации
Отложенный
Автопортрет, 1904-1905 гг., Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель — один из самых загадочных и значительных художников конца XIX — начала XX века. Его работы отличаются ярким и неповторимым стилем, который сложно отнести к одному художественному направлению. Врубель гармонично сочетал элементы символизма, модерна и романтизма, создавая произведения, которые до сих пор восхищают своей сложностью и глубиной.
Врубель был не просто художником, но и философом, стремившимся через искусство осмыслить сложные вопросы человеческого бытия, природы зла и добра, духовного и материального. Его творчество проникнуто мистицизмом и аллегорией, что делает его работы многослойными и насыщенными символикой. Несмотря на трудности, которые преследовали его на протяжении всей жизни, Врубель сумел оставить после себя наследие, ставшее неотъемлемой частью мировой культурной сокровищницы.
"Натурщица в обстановке Ренессанса", ок. 1883 г., Киевская картинная галерея
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в Омске, в семье военного юриста, Александра Михайловича Врубеля, что предопределило относительно строгое и дисциплинированное воспитание будущего художника. Мать Михаила, Анна Григорьевна Врубель, была образованной и музыкально одарённой женщиной, но, к сожалению, она умерла, когда мальчику было всего три года. После смерти матери Михаила и его младшую сестру воспитывала мачеха, которая не смогла заменить детям родную мать.
Семья Врубеля часто переезжала из-за службы отца, что создало у Михаила чувство непостоянства и временности. В детстве и юности он жил в различных городах России — в Астрахани, Саратове, Петербурге и Одессе. Михаил проявлял большой интерес к рисованию с ранних лет. Однако отец, видя в сыне больше гуманитарные способности, чем художественные, настоял на том, чтобы мальчик получил классическое образование.
"Гамлет и Офелия", 1884 г., Русский музей, Санкт-Петербург
После окончания гимназии в Одессе Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, что соответствовало семейной традиции. Однако его страсть к искусству не угасала. В свободное время Врубель увлекался театром, музицировал, занимался рисованием и посещал музеи. Именно в это время он начал осознавать, что юриспруденция — это не его путь.
В 1880 году Врубель поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где начался его настоящий путь художника. Здесь его учителем стал знаменитый Павел Чистяков, который оказал значительное влияние на развитие будущего мастера. Чистяков придерживался строгих академических принципов, но в то же время поощрял своих студентов к индивидуальному подходу и поиску собственного стиля. Этот баланс между классической школой и свободой творческого самовыражения стал основополагающим в формировании уникального стиля Врубеля.
"Богоматерь с младенцем", 1885 г., Кирилловская церковь, Киев
В 1884 году Михаил Врубель прибыл в Киев по приглашению профессора Адриана Прахова, искусствоведа и реставратора, который курировал восстановление древних фресок в Кирилловской церкви. Это был важный и ответственный заказ, поскольку церковь, построенная в XII веке, обладала историческим и культурным значением. Задачей Врубеля было не только реставрация старых фресок, но и создание новых композиций, которые органично вписались бы в интерьер храма.
Работа над Кирилловской церковью стала для Врубеля настоящей школой мастерства. Он не только изучил иконопись, византийскую и древнерусскую живопись, но и научился гармонично сочетать традиции прошлого с современными для того времени художественными приёмами. Этот опыт оказал глубокое влияние на его дальнейшую работу и послужил толчком для формирования уникального стиля, сочетающего элементы символизма, модерна и византийского искусства.
Врубель создал для Кирилловской церкви несколько выдающихся произведений, среди которых "Богоматерь с младенцем" — икона, в которой Врубель соединил традиции византийской иконописи с собственным художественным видением. Изображение Марии и Иисуса отличается необычайной глубиной и экспрессией, что стало характерной чертой работ Врубеля. Здесь он впервые продемонстрировал своё мастерство в передаче эмоций через жесты и мимику, что позже станет одной из ключевых особенностей его творчества.
"Девочка на фоне персидского ковра", 1886 г., Киевская картинная галерея
После успешного завершения работы в Кирилловской церкви и путешествия в Италию Врубель получил новый заказ — участие в создании росписей для строящегося Владимирского собора в Киеве. Этот проект был амбициозным и грандиозным, и Врубель снова работал под руководством Адриана Прахова. Однако его сотрудничество с другими художниками, работавшими над собором, оказалось сложным.
Врубель предложил свои эскизы для росписей, но его стиль и подход оказались слишком новаторскими для консервативной церковной комиссии. Его работы, исполненные в более эмоциональной и выразительной манере, были отвергнуты, и в итоге Врубелю пришлось оставить проект. Однако именно этот опыт помог ему осознать свою художественную самостоятельность и убедил его в необходимости следовать собственному пути, несмотря на возможные трудности.
В 1890 году Михаил Врубель переехал в Москву, что стало началом нового этапа в его жизни и карьере. Здесь он оказался в центре культурной и художественной жизни России, что предоставило ему новые возможности для самореализации. Врубель быстро завоевал внимание московских меценатов, художников и критиков своим необычным стилем и смелыми экспериментами. Одним из первых крупных проектов Врубеля в Москве стало сотрудничество с Саввой Мамонтовым, выдающимся предпринимателем и меценатом, который поддерживал многих известных художников того времени.
Мамонтов пригласил Врубеля работать в своей частной оперной труппе и участвовать в создании декораций и костюмов для спектаклей. Это сотрудничество позволило Врубелю расширить границы своего творчества и экспериментировать с новыми формами и жанрами. Одним из значительных этапов в московской карьере Врубеля стала его работа над оформлением оперных постановок. Врубель создавал декорации и костюмы для таких спектаклей, как "Садко" и "Псковитянка" Николая Римского-Корсакова. Эта работа позволила художнику воплотить свои фантазии и создать миры, наполненные символикой и сказочными мотивами.
"Демон сидящий", 1890 г., Третьяковская галерея, Москва
Одной из центральных тем творчества Врубеля стал так называемый "демонический" цикл, который неразрывно связан с символизмом, глубокими философскими размышлениями и личными переживаниями художника. "Демоническая" тема в творчестве Врубеля не появилась внезапно, она сформировалась под влиянием многих факторов, как внешних, так и внутренних. Уже в ранние годы можно заметить интерес художника к мифологическим и мистическим образам, которые впоследствии получили развитие в его зрелых работах.
Особое влияние на формирование "демонической" темы оказало знакомство Врубеля с произведениями Михаила Лермонтова, особенно с его поэмой "Демон". Лермонтовский Демон — это сложный и многогранный персонаж, символизирующий внутренний конфликт, разочарование в мире и поиск смысла. Этот образ стал для Врубеля своеобразным отражением его собственных душевных метаний, стремления постичь глубинные законы мироздания и выразить их через искусство.
"Демон и Тамара", 1890-1891 гг., Третьяковская галерея, Москва
Одним из первых и самых знаковых произведений "демонического" цикла стала картина "Демон сидящий", написанная в 1890 году. Это полотно стало настоящим шедевром и ключевым элементом творчества Врубеля. На картине изображён Демон — печальный, задумчивый, сосредоточенный на своих мыслях. Он сидит, как будто изолированный от всего мира. Взгляд Демона устремлен вдаль, его лицо выражает глубокую меланхолию и отчуждение. Врубель использовал контрастные цвета и сложную композицию, чтобы передать внутреннее напряжение и трагизм образа.
Образ Демона в этой картине воплощает множество смыслов: это и символ борьбы, и воплощение человеческого одиночества, и отражение философских раздумий о добре и зле. Врубель создал не просто портрет мифологического персонажа, но глубокий психологический образ, который затрагивает самые сокровенные и тревожные стороны человеческой души.
Образы демонов в творчестве Врубеля нельзя воспринимать буквально — это не просто мифологические существа, это символы, олицетворяющие внутреннюю борьбу, кризисы личности, разочарование и поиск смысла. Эти образы стали метафорой вечной борьбы между светом и тьмой, добром и злом, созиданием и разрушением.
"Гадалка", 1895 г., Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель — выдающийся мастер не только живописи, но и декоративно-прикладного искусства. Врубель активно экспериментировал с различными материалами и техниками, создавая уникальные работы, которые стали ярким примером синтеза изобразительного и прикладного искусства.
Ключевым этапом в декоративно-прикладном творчестве Врубеля стало его сотрудничество с Абрамцевской мастерской, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. Абрамцево было центром художественного творчества и новаторства, объединяющим множество талантливых художников, архитекторов и ремесленников.
Врубель начал работать в мастерской в 1890-е годы, и это сотрудничество открыло для него новые горизонты в искусстве. В Абрамцеве Врубель занимался созданием изделий из керамики, а также разработкой эскизов для тканей, мебели и других предметов интерьера. Его работы отличались смелыми, необычными формами, изысканными орнаментами и богатой цветовой палитрой.
Врубель стремился к синтезу искусства и быта, создавая произведения, которые были не только функциональными, но и обладали высокой эстетической ценностью. Одной из наиболее ярких страниц декоративно-прикладного творчества Врубеля стало его увлечение керамикой, особенно техникой майолики.
"Принцесса Грёза", 1896 г., Третьяковская галерея, Москва
Майолика — это вид керамики, покрытой глазурью, который позволяет создавать яркие, насыщенные цвета и сложные узоры. Врубель был очарован возможностями этой техники и активно использовал её для создания декоративных панно, скульптур и архитектурных элементов. Одним из самых известных произведений Врубеля в этой технике стало майоликовое панно "Принцесса Грёза", созданное для фасада гостиницы "Метрополь" в Москве. Это панно стало одним из символов модерна в русском искусстве и показало, как декоративно-прикладное искусство может быть неотъемлемой частью архитектуры.
Московский период (1890-е — начало 1900-х годов) стал для Михаила Врубеля временем признания, творческого расцвета и создания его самых значительных произведений. В этот период художник полностью раскрыл свой потенциал, и его работы приобрели ту глубину и эмоциональную насыщенность, которые делают их выдающимися не только в контексте русской, но и мировой живописи.
"Фауст", 1896 г., Третьяковская галерея
Также этот период был отмечен знакомством Врубеля с представителями Серебряного века — выдающимися поэтами, писателями и художниками, которые впоследствии окажут влияние на его творчество. Среди его друзей и знакомых были Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Александр Блок, Василий Поленов и другие. Это общение с творческой элитой того времени способствовало углублению его философских и эстетических взглядов, что нашло отражение в его работах.
Творчество Врубеля способствовало формированию стиля модерн в русском искусстве, который стремился к синтезу различных видов искусств и интеграции их в повседневную жизнь. Врубель, будучи новатором и экспериментатором, раздвинул границы традиционного понимания декоративно-прикладного искусства и показал, что оно может быть таким же выразительным и значимым, как живопись или скульптура.
"Портрет Саввы Мамонтова", 1897 г., Третьяковская галерея, Москва
В 1896 году Михаил Врубель встретил свою будущую жену — Надежду Забелу. В то время Врубель уже был признанным художником, а Забела только начинала свою карьеру как оперная певица. Надежда часто становилась музой для Врубеля. Она позировала ему для множества портретов и стала основой для нескольких его работ. Врубель писал портреты Забелы в различных образах, отражая её внутренний мир и эмоциональное состояние.
"Портрет Н. Забелы-Врубель", 1898 г., Третьяковская галерея
Врубель был не только живописцем, но и мыслителем, который через искусство стремился выразить сложные и многослойные идеи. Влияние символизма и модерна, господствующих в тот период, усилило его интерес к мифологии, религиозным и философским темам.
"Демон летящий", 1899 г., Русский музей, Санкт-Петербург
Одним из лучших произведений на мифологическую тему является картина "Пан". Она изображает древнегреческого бога Пана, известного своим наполовину человеческим, наполовину козлиным телом, а также рогами и копытами.
"Пан", 1899 г., Третьяковская галерея, Москва
Еще одним шедевром стала картина "Царевна-Лебедь" (1900), вдохновлённая оперой Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Врубель создал образ, наполненный изяществом, загадочностью и необыкновенной красотой. Эта работа стала олицетворением русской живописи рубежа веков и ярким примером синтеза живописи, музыки и литературы.
"Царевна-Лебедь", 1900 г., Третьяковская галерея
Полотно "Демон поверженный" было написано в поздний период творчества Врубеля и стало кульминацией "демонического" цикла. На картине изображён Демон, лежащий на земле. Его тело изломано, лицо выражает страдание и безысходность. В этом образе Врубель отразил окончательную трагедию своего персонажа — падение, отчаяние и внутреннюю смерть. Картина поражает своей драматичностью и эмоциональной глубиной, она словно погружает зрителя в мрачный мир размышлений и страданий.
"Демоны" Врубеля оказали огромное влияние на развитие русского искусства и стали знаковым явлением в контексте мирового художественного процесса. Врубель сумел создать уникальный стиль, в котором соединились элементы символизма, модерна и русского национального искусства. Его работы вдохновляли многих художников и поэтов, а образы демонов стали символом целой эпохи в русской культуре.
"Демон поверженный", 1901-1902 гг., Третьяковская галерея, Москва
"Демон поверженный" стал завершением "демонического" цикла, а также символом личной трагедии самого Врубеля. К моменту создания этой картины психическое здоровье художника значительно ухудшилось, он переживал глубокий кризис.
Художник много раз переписывал и переделывал "Демона", пытаясь выразить через его образ своё собственное душевное состояние. Картина стала своеобразным автопортретом художника, отражающим его внутреннюю борьбу и отчаяние. Однако работа над этим произведением подорвала его психическое здоровье, что в конечном итоге привело к необходимости лечения в психиатрической больнице.
В 1902 году он был госпитализирован в психиатрическую клинику, где ему был поставлен диагноз "прогрессивный паралич". Это заболевание в те времена было неизлечимым и приводило к медленному, но неизбежному разрушению личности.
"Портрет сына", 1902 г., Русский музей, Санкт-Петербург
В мае 1903 умер двухлетний сын Савва, что потрясло Михаила. Он активно занимался похоронами, стараясь поддержать жену, но его психическое здоровье резко ухудшилось. Врубель был вновь отправлен в клинику. Он страдал от депрессии, самоуничижительных мыслей и галлюцинаций, не удовлетворялся своей работой и испытывал физическое ослабление.
"Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне берёзок", 1904 г., Русский музей, Санкт-Петербург
Врубель провёл несколько лет в разных психиатрических клиниках, периодически выходя на свободу, но снова возвращаясь в лечебные учреждения из-за ухудшения состояния. В этот период его жизнь была наполнена болью и страданием, однако даже в такие моменты он продолжал работать, несмотря на тяжёлые физические и психические недуги. Постепенно он начал терять зрение, что стало для него особенно тяжёлым ударом, ведь способность видеть и изображать мир была основой его жизни и творчества. В 1906 году художник окончательно ослеп, и это лишило его возможности продолжать заниматься искусством.
В последние годы жизни Врубель был практически полностью изолирован от внешнего мира. Он находился под присмотром врачей и близких людей, однако его умственное состояние продолжало ухудшаться. Михаил Врубель скончался 14 апреля 1910 года в возрасте 54 лет, оставив после себя огромное художественное наследие.
"Шестикрылый Серафим", 1904 г., Русский музей, Санкт-Петербург
В XX и XXI веках творчество Врубеля продолжает изучаться и переосмысливаться. Его работы остаются предметом многочисленных исследований и выставок, что свидетельствует о постоянном интересе к его наследию. Современные искусствоведы и художники продолжают открывать новые аспекты его творчества, подчёркивая его уникальное место в истории мировой живописи.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Комментарии