Кабадианское бекство: спасение от басмаческого ига
На модерации
Отложенный

Район Кабадиана до революции больше, чем другие районы Центрального и Южного Таджикистана, был втянут в торговую жизнь Центральной Бухары и Туркестана.
Здесь развивалось скотоводство, начались посевы хлопка для вывоза. Хлопок переправлялся по Аму-Дарье на Патта-Киссарский хлопкоочистительный завод. Это, в свою очередь, влияло на более определённое расслоение дехканства. Расширился отряд батраков, трудящихся в качестве чабанов, а также на хлопковых плантациях: почти что в рабстве...
Но — невзирая на убожество и скудость средств к существованию, район Кабадиана привлекал бедняков даже из других районов: тут было легче получить работу — особенно чабаном. Простые люди находили скудные оклады и на Аму-Дарьинском водном пути, который проходил совсем недалеко. Сюда в поисках лучшей доли приехал ещё до революции — вместе со многими бедняками — автор данных дневниковых записей: Утакара Назаров1. За нищенские деньги они пасли скот баев.
Справка. Утакара Назаров, известный среди населения под именем Утакомандир, родился в 1892 г. в кишлаке Ходжамульк Шурчинского р-на (впоследствии) Узбекской ССР в семье крестьянина-бедняка. Оставшись круглым сиротой, семилетний Утакара вынужден был батрачить у бая. Но, не выдержав издевательств, сбежал в Кабадиан и — стал пастухом.
Весть о победе Великой Октябрьской социалистической революции была воспринята дехканами с огромной радостью! В этом отношении они оказались в более благоприятном положении, чем трудяги других районов Центрального и Южного Таджикистана. Так как благодаря Аму-Дарьинскому водному пути кабадианцы первыми услышали торжественную весть, шедшую в Восточную Бухару через центральную Бухару и Туркестан. Не могла в этом отношении не иметь положительного значения и близость к Кабадиану — Термеза, где уже вовсю гремела Советская власть. Когда началось освобождение Восточной Бухары, многие крестьяне сразу же и безоговорочно примкнули к частям Красной Армии. Одним из первых, уже в 1921 г., стал проводником в красноармейской части вышеупомянутый бывший бекский раб Уткара Назаров, сумевший сохранить свои записи для потомков.
Кабадианское бекство тоже не дремало

Административные центры бекств Бухарского эмирата по состоянию на начало XX века
Сразу же после свержения власти эмира — недовольные баи — при плотной поддержке эмирской контрреволюции с иностранными империалистами: начали создавать басмаческие шайки для борьбы против Советов. Заодно с баями выступало и контрреволюционное духовенство, помогавшее им обманывать народ. Так появились басмаческие шайки Утанбека, Тоирбека и других контрреволюционеров. Басмачи жутким воровским образом нападали на незащищённые мирные кишлаки, старались запугать жителей зверскими убийствами советских активистов или просто неугодных им дехкан, объявив их сочувствующими Советской власти. Так, однажды дехканин Вали́ возвращался из Джиликуля с небольшим бидоном керосина в руках, и, к несчастью, в кишлаке Явуз наткнулся на басмачей. Те объявили Вали красным агентом, снабжающим гарнизон керосином и — подожгли. Больше всего басмачи занимались грабежом мирного населения в целях личного обогащения.
С первых же дней Советской власти по инициативе трудящихся начали создаваться добровольческие отряды по борьбе с басмачеством. Эти отряды защищали мирный труд дехкан от ужасных набегов басмаческих шаек. Во главе таких отрядов обычно становились бедняки, уже участвовавшие совместно с частями Красной Армии в борьбе против басмачей и получившие навыки обращения с оружием, опыт преследования и разгрома противника. Хорошее знание местных условий, известный военный опыт и, наконец, знание целей борьбы и личная храбрость превращали бывших бедняков в замечательных борцов за Советскую власть. Одним из таких видных командиров, выдвинувшихся в период революционной борьбы, — был Утакомандир Назаров.
Свой добротряд Утакомандир создал при помощи той красноармейской части, в которой служил проводником в 1924 г. Вначале отряд состоял из 10 человек. Все они тогда так или иначе были уже связаны с частями Красной Армии, имея некоторый опыт борьбы с бандитами.
Тогда же пришёл в сей отряд и Назаров. Вокруг основного костяка в дальнейшем начали объединяться другие бедняки из окрестных селений, так что через некоторе время в отряде было до 70 бойцов.
Действенные помощники Советам
Добротряд во главе с умным и храбрым Утакомандиром участвова совместно с частми Красной Армии, во многих операциях против басмачей в Шаартузе, Тулхаре, Кабадиане, Айвадже и в других местах. Во время ударно кампании против басмачества в 1926 г. Утакомандир проводил боевые операции против злобных шаек, действовавших в горах Ак-тау, в частности, против шайки Утанбека. Преследуемые, басмачи вынуждены были скрыватья глубоко в горах. Шайка Утанбека, насчитывавшая примерно 25 голов, пыталась скрыться в Тешикташе — низовьях Кафирнигана. Местные сообщили об этом Утакомандиру, который. Имея в своём распоряжении 15 бойцов, немедленно рванул к Тешикташу. Проделав путь под прикрытием ночи, отряд прибыл к месту назначения утром. Но басмачей застать врасплох не удалось, они успели занять удобные позиции. пришлось начать бой, дабы сбить банду с занимаемых позиций, а затем — обезвредить! Бой продолжался целый день…
Поблизости не было воды, не оказалось у отряда в запасе и пищи. Бойцы начали это сильно чувствовать, но оставить басмачей в покое нельзя было ни на одну минуту. Только так их можно было заставить сдаться. Ибо они тоже начали претерпевать немалые трудности, особенно в связи с отсутствием воды. Тогда на помощь добротряду пришли местные дехкане во главе с председателем ревкома Ташмановым Эшманом. К вечеру они доставили солдатам пищу, воду и фураж — лошадям. Басмачи не выдержали осады, попытались, оставив своих коней и награбленное имущество, тайком выбраться из окружения. Но при этой попытке шайка была разгромлена. Многие — сдались. Утанбек — скрылся.
После полного разгрома басмаческих шаек, в результате успешно проведённых в 1925 и 1926 годах ударных кампаний, трудящиеся республики направили все силы на восстановление народного хозяйства. Задача активистов заключалась теперь в том, чтобы возглавить трудовой фронт. Посему бойца добротряда сменили винтовку на кетмень. Но — никто пока не думал о том, чтобы уж совсем забросить оружие. Не забыл никого и не потерял связи ни с одним человеком и Утакомандир. Когда, в 1931 г., басмаческие шайки во главе с пресловутым Ибрагимбеком перешли советскую границу и появились в низовьях Кафирнигана, Утакомандир вновь собрал свой доблестный отряд.
Они, в 60 человек, плюс эскадрон красноармейцев из Кабадиана, действуя совместно, нанесли басмачам большое поражение у кишлака Чимглиш — в отрогах гор Бабатага. Этот отряд во главе с Утакомандиром, совместно с русскими, участвовал в преследовании шайки Ибрагимбека на территории Сурхан-Дарьинской области, вёл бои с басмачами у Шурчи, Ширабада и в других местах. Бойцы отряда вернулись домой только после полного разгрома шаек Ибрагимбека, — вновь ускользнувшего от собственной расправы. Бросив всех своих людей, он ушёл в Афганистан.
Справка. В бою 23 июня 1931 г. Ибрагим-бек пленён специальным отрядом ОГПУ под командованием Мукума Султанова во время переправы через р. Кафирниган, о чём чекистам указали местные жители. Под конвоем был доставлен в Ташкент (во избежание попытки освободить его, часть пути до Сталинабада его даже везли на аэроплане), где предстал перед судом и 31 августа 1931 г. приговорён чрезвычайной тройкой при полномочном представительстве ОГПУ по Средней Азии к высшей мере наказания. Сразу же после оглашения приговора — расстрелян. Многие басмачи, входившие в отряды Ибрагим-бека, после его расстрела в 1931 г., продолжили вооружённую борьбу. Но конец организованному сопротивлению в отсутствие сильного харизматического лидера был положен быстро: в конце июня 1931 г. подписан новый советско-афганский договор, согласно которому на территории северного Афганистана совместные войска начали подавлять остатки басмаческих отрядов. На этом история басмачества как организованной силы по существу прекратилась.
Но — увы и ах… Реабилитация
Верховный суд Узбекистана 25 августа 2021 г., накануне Дня памяти жертв репрессий, который в Узбекистане отмечается 31 августа, реабилитировал 115 человек, приговорённых к расстрелам в 1920-е и 1930-е гг. Среди реабилитированных — курбаши Ибрагимбек Чакабоев.
Примечание:
1 В Кубодиёнском р-не Таджикистана (Кабодиён, 100 лет ранее — Кабадиан) есть сельская община Бешкала — им. Утакары (Утакомандира) Назарова, дневниковыми воспоминаниями которого мы воспользовались при составлении материала.
Комментарии