«Среди командования идут споры, кому вести бойцов в атаку...»

На модерации Отложенный

Из "Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов." Полигон, 2004г.


«Среди командования идут споры, кому вести бойцов в атаку...»

ПИСЬМО
от рядового С. И. Шилова к И. В. Сталину, направленное начальнику политуправления Северного фронта
13 августа 1941 г.

Информация с Эстонского участка фронта о ходе боевых действий от старшего сержанта — коммуниста Шилова Сергея Иосифовича из госпиталя г. Ленинград.

1. На Эстонском участке фронта боевые действия проходят в паническом настроении. Большая часть командования убегает с передовой линии в тыл. Бойцы посмотрят: нет командира роты и командира взвода — и в панике отступают. Командование рот и взводов отойдут от передовой линии огня метров за 600—700, и когда бойцы за ними кинутся бежать и дойдут до них, то командиры приказывают бойцам вернуться обратно, а сами бойцов не ведут вперед. Командиры взводов в это время производят массовые расстрелы бойцов, а противник этим моментом пользуется.

2. Совершенно отсутствует связь между взводами и ротами и соседними частями. Приведу пример. 7 августа 1941 г. 320-й полк был в обороне. Наш 3-й взвод бил [противника] с фронта, а 2, 3-я и 8-я роты — с флангов. Соседа наш взвод не знал. В ходе боевых действий мы огонь противника сдержали, но он обошел нас с флангов. Соседние роты отошли, нас не известили, вследствие чего мы попали в окружение и понесли потери, а соседи нас не поддержали.

Второй пример. 857-я дивизия, 942-й полк. Слова больного бойца данной дивизии т. Васильченко. Атаковали противника и в первой атаке разбили его и продвинулись в глубину на 4—5 км. Остановились и ждали, какой последует приказ, но приказ было отдать некому. Командный состав остался в 4 км. В роте был один адъютант батальона, который побежал к комбату за приказом и налаживанием связи. Пока он ходил, противник собрал силы и предпринял контратаку. Мы понесли большие потери. К тому же связи с артиллерией не было, и не зная о том, что мы продвинулись вперед, батарея открыла огонь и била по своей пехоте.

В-третьих. Среди командования идут споры, кому вести бойцов в атаку, приказы перепоручают вышестоящего начальства один другому, и поручение доходит вплоть до младшего комсостава и бойцов.



В-четвертых. Очень плохо организовано питание на передовой линии, по 2—3 суток люди бывают голодные, когда есть все возможности организовать питание, но ввиду плохой работы пищеблока люди не кушают своевременно и у них совершенно меньше боевой силы.

В-пятых. Настолько увеличился обоз, что почти всех эстонских лошадей запрягли бойцы в повозки, ездят с обозами и возят клок сена в повозке, но правят лошадью два бойца, 50% бойцов ездят в обозе, все дороги заняты обозом. Если надо проехать батарее на новую позицию или пройти машинам с боеприпасами, то нужно положить много труда, чтобы их убрать с дороги. Кто боится идти на передовую, ловит лошадь в поле и едет в обоз.

В-шестых. Плохо на передовой снабжают боеприпасами. 7 августа вели бой с противником в течение 3 часов. Во взводе кончились боеприпасы. Я пошел на командный пункт роты, который был за 600 метров, и спросил командира роты, где наш командир взвода Патрушов. Он мне матом ответил: «Вы его помощник, что меня спрашиваете». Я повторил: «У нас нет патронов». Он ответил: «Патроны в обозе, а обоз отсюда в двух километрах. Беги быстрее». Вот результаты боевых действий 11-й дивизии 220-го полка. В 1-й роте осталось 47 человек всего. Дивизия потерпела поражение ввиду того, что очень плохо работала связь с соседями и не могли своевременно маневрировать на другие позиции. Есть большая неурядица между командным составом, убийства между собой при спорах и ряд есть случаев, когда расстреливают бойцов, которые в панике отступают, видя, что их командиры убегают. Много и еще творится безобразий, о которых все не напишешь, а вся вина валится на бойцов, т. е. как в пословице говорится — стрелочник виноват. Там, где хорошее руководство, там всегда бойцы одерживают победу над врагом и громят его беспощадно.

Поэтому просим Комитет Обороны навести соответствующий порядок на Эстонском участке фронта, тем самым скорее нанести сокрушительный удар Гитлеру.

С. ШИЛОВ
Верно. Член Военного совета 42-й армии бригадный комиссар КУРОЧКИН ЦАМО РФ. Ф. 217. Оп. 1217. Д. 101. Л. 105—107.