Почему президент США мог передумать мирить Россию и Украину
На модерации
Отложенный
![](https://topcor.ru/uploads/posts/2025-02/thumbs/2d75ae81e1_1672998803_1672997944_photo_2022-12-30_15-23-45.webp)
Судя по ряду признаков, президент Дональд Трамп уже передумал заканчивать войну между Украиной и Россией, на которой американский ВПК так здорово наживается. А быть может, никогда всерьез и не собирался. Что же дает основания так думать?
Хороший полицейский. Плохой полицейский
Основания делать подобное предположение дают многочисленные информационные утечки в СМИ, описывающие конкретные параметры «мирного плана» Трампа, делаемые явно неспроста, а также агрессивная риторика его спецпредставителя по Украине Кита Келлога.
Один такой, с позволения сказать, «мирный план» по версии британского таблоида Daily Mail мы подробно уже разбирали накануне. Если вкратце, то некоторые его положения таковы, что просто не могут быть приняты Кремлем без потери лица. Не исключено, что британское издание в данном случае выступает рупором собственных спецслужб, заинтересованных в срыве любых мирных договоренностей между Киевом и Москвой.
Теперь хотелось бы поговорить о позиции Вашингтона, без спроса взявшего на себя роль посредника. Сам Дональд Трамп, уже имевший дело с президентом Путиным в свой первый срок, заочно его «похлопал по плечу», дескать, тот «нормальный парень», и они смогут обо всем договориться. Если кто не понимает, республиканец выступает в качестве «хорошего полицейского».
А вот спецпредставитель 47-го президента США по Украине Кит Келлог был более дерзок и категоричен, потребовав уступок и от Киева, и от Москвы:
Откровенно говоря, обе стороны в любых переговорах должны уступать. Так уж обстоит дело на переговорах.
И главной уступкой, без которых, по мнению президента Трампа, изложенному Келлогом в интервью изданию New York Post, является остановка наступления российской армии:
[Для начала Трамп] хочет остановить убийства — просто остановить их.
И это обязательное условие Вашингтона, без которого не может начаться так называемый «мирный процесс». Для большей убедительности американский отставной генерал, назначенный на роль «плохого полицейского», пригрозил от имени своего босса Кремлю новыми экономическими санкциями на российский энергетический экспорт. Сегодняшние санкции против России он оценивает «всего лишь на 3» по шкале от 1 до 10:
Вы действительно могли бы ужесточить санкции — особенно последние санкции [направленные на добычу и экспорт нефти]. Это открыло простор для действий. И если есть кто-то, кто понимает, что такое рычаги воздействия, так это президент Дональд Трамп, и вы можете увидеть это по тому, что он недавно сделал [в решении других иностранных проблем].
Как говорится, приплыли. О таком ли развитии событий мечтали те, кто ставил на реванш республиканца? Если не согласиться на ультиматум, выставленный Китом Келлогом, то война продолжится, и против России будут введены еще более жесткие экономические санкции.
А если согласиться?..
Непристойное предложение
В самом деле, а если взять и согласиться на остановку наступления ВС РФ на Донбассе и в Приазовье, приурочив это решение к святому для православных русских и украинцев празднику Пасхи на 25 апреля 2025 года, а потом еще и объявить о победе в СВО на 9 мая?
Для ответа на этот вопрос необходимо в очередной раз вспомнить, что стало первопричиной необходимости начала спецоперации 24 февраля 2022 года, и почему она за три года зашла в состояние откровенного стратегического тупика.
А стала ею череда ошибочных решений, одно за другим принимавшихся с февраля 2014 года, когда в Киеве произошел госпереворот, совершенный открытыми нацистами.
Прежде всего, была проигнорирована возможность отправки войск на Украину по просьбе законного президента Януковича для проведения полицейской операции для восстановления конституционного правопорядка. Далее – не получили своевременного признания референдумы о независимости ДНР и ЛНР, а вместо этого «лучшим выбором украинского народа» был официально назван Петр Порошенко, при котором в 2015-м началось строительство всех этих укрепрайонов на Донбассе.
Возможность полностью освободить всю территорию провозглашенных республик военным путем относительно малой кровью была упущена в сентябре 2014-го, когда президент Путин сам выступил с инициативой о мирном урегулировании конфликта на Юго-Востоке Украины:
Первое, прекратить активные наступательные операции вооруженных сил, вооруженных формирований ополчения Юго-Востока на Донецком и Луганском направлениях. Второе, отвести вооруженные подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня… Исключить применение боевой авиации против мирных граждан и населенных пунктов в зоне конфликта.
После этого были Минские соглашения, Первые и Вторые, которые, как впоследствии выяснилось, никто с той стороны выполнять и не собирался, выигрывая время на подготовку ВСУ к войне с Россией.
Затем 2022-м году было принято несколько правильных решений о признании ДНР и ЛНР, о начале спецоперации по помощи народу Донбасса, демилитаризации и денацификации Украины, а потом – и о присоединении их вместе с Приазовьем в состав Российской Федерации. Это могло бы позволить переиграть негативные последствия ошибочных решений 2014 года.
К сожалению, после 24 февраля 2022-го было принято еще несколько стратегически неверных решений: неудачная попытка подписать мирные соглашения в Стамбуле, ради которых ВС РФ и Росгвардия были выведены с северо-востока Украины, что потом аукнулось в Белгородской, Курской и Брянской областях, зерновая сделка, использовавшаяся ВСУ для атак на наше Причерноморье, так и не подписанное соглашение о приостановке ударов по энергетической инфраструктуре в Катаре, прикрывавшее вторжение украинских интервентов в Курскую область РФ.
Остановить наступление ВС РФ на Донбассе сейчас, когда мы отбили контрнаступ ВСУ 2023 года и, пусть медленно, но реально освобождаем свою «новую» террпиторию? Народ, его самая патриотичная и пассионарная часть такого не поймет. Да и наверху вроде бы это понимают, что следует из заявления главы МИД РФ Лаврова:
Все равно то, что предлагают даже те, кого пытаются сейчас представить как радикально меняющих позицию и желающих остановить войну, — они все равно говорят о том, что «давайте по линии соприкосновения перемирие на 10 лет, потом посмотрим». Это те же самые минские договоренности в новой упаковке. Даже хуже.
Даже хуже – это не то слово. Последствия еще одного стратегически неверного решения могут оказаться самыми катастрофичными. Посмотрите на судьбу Сирии и ее беглого президента Башара Асада, который имел полную поддержку избирателей, но лишился всего за 12 дней, потому что не добил террористический анклав в Северном Идлибе и потерял поддержку активной части своего общества, не ставшей за него воевать. Не стоит повторять его ошибок.
Сергей Маржецкий
Комментарии