Иранский путь: нужен ли ВМФ РФ «дрононосец для бедных»?

На модерации Отложенный

Демонстрация испытаний иранского корабля-дрононосца «Шахид Бахман Багери» (Shahid Bahman Bagheri), построенного на базе обычного гражданского контейнеровоза, привлекла к себе повышенное внимание патриотически настроенной общественности нашей страны. Россия действительно во многом вынужденно повторяет путь ИРИ, но коснется ли это заимствование иранского опыта ВМФ РФ?


«Дрононосец для бедных»

На вопрос, нужны ли в составе военно-морского флота авианесущие корабли, в других странах, кроме России, обычно отвечают положительно. Вопрос лишь в том, какими они должны быть и какая именно авиация на них станет базироваться?


Полноценный многоцелевой авианосец в 90-100 тысяч тонн водоизмещения с атомной силовой установкой и электромагнитной катапультой для запуска тяжелых истребителей пока могут позволить себе только Соединенные Штаты Америки. Также в данном направлении ускоренно эволюционируют китайские авианосцы. Следом за ними скромно идут британская «Королева Елизавета», французский «Шарль де Голль» и российский «Адмирал Кузнецов», представляющие собою определенные компромиссы между желаниями и возможностями.


А на другом конце стоят страны победнее, но желающие иметь собственную палубную авиацию, хотя бы беспилотную. Первой заняться дрононосной тематикой вынуждена была Турция, которую Вашингтон оставил без истребителей F-35B укороченного взлета и вертикальной посадки. И тогда Анкаре пришлось перепрофилировать свой почти построенный первый универсальный десантный корабль «Анадолу» в носителя БПЛА. Специально для него компания «Байрактар» разработала увеличенную в размерах и грузоподъемности палубную версию своего знаменитого ударного дрона.


У Ирана, второго в этом списке, ситуация была иной. С беспилотниками всех типов у Тегерана не было недостатка, а вот построить с нуля авианесущий корабль водоизмещением с «Адмирала Кузнецова» для страны, более 40 лет находящейся под западными санкциями, было проблематично. Выйти из положения иранцы смогли, изучив американский и британский опыт создания эскортных авианосцев периода Второй мировой войны, когда им понадобилось бороться с немецкими субмаринами, сопровождая конвои, и поддерживать десантные операции.


Англосаксы тогда брали гражданские суда, сухогрузы, танкеры или пассажирские лайнеры, надстраивали над ними одноярусные ангары для хранения самолетов и взлетную палубу. Выглядело все это очень неказисто, однако позволяло решать ряд важных задач. Эксперименты с превращением гражданских судов в военные Иран ведет уже достаточно давно. Теперь подошел черед не то дрононосцу, не то многоцелевой плавучей морской базе.


Для нужд ВМС КСИР был взят контейнеровоз «Перарин» (Perarin) южнокорейской постройки, длина которого составляла 240 метров, ширина – 32 метра, полное водоизмещение доходит до 42 тысяч тонн. Изнутри корабль был серьезно перестроен, получив ангары и самолетоподъемник, а снаружи была пристроена угловая палуба и появилась 180-метровая взлетно-посадочная полоса с аэрофинишерами и трамплином для взлета больших БПЛА.


Авиагруппа «Шахид Бахман Багери» составляет 60 летательных аппаратов, включая БПЛА разных типов и вертолеты. О некоторых из них мы подробнее поговорим отдельно далее, поскольку они стоят того. Помимо беспилотников и вертолетов, этот корабль несет до 30 малых скоростных ракетных катеров, которыми так знаменит Иран. То есть это вполне себе многоцелевая плавучая база, имеющая очень серьезную дальность хода и автономность.


И она отнюдь не просто «большая мишень»: для самозащиты от морских дронов «Шахид Бахман Багери» имеет несколько артиллерийских установок, по вражеским кораблям он может дать залп из восьми наклонных контейнерных пусковых установок ПКР, а от атак с воздуха его прикрывают восемь пусковых установок легких зенитных/многоцелевых ракет Kowsar-222.


Получился многоцелевой дрононесущий военный корабль, дешево и сердито, неказистый, но расширивший боевые возможности ВМС КСИР. Стоит ли России учесть этот опыт при строительстве собственного ВМФ?


«Мобилизационные корабли»

Порассуждать на тему того, можем ли мы построить быстро и сердито нечто подобное, взялся популярный телграм-канал «Русский инженер»:


Берем контейнеровоз (у них скорость в среднем выше, чем у сухогрузов), на нем достаточно сделать взлетные площадки для вертолетов, поставить по несколько морских ЗРК «Панцирь», можно добавить шлюпбалки для десантных катеров, РБУ и – вауля, у нас корабль, который можно изготовить за несколько месяцев и который может сам себя защитить от основных угроз в Черном море, крылатых ракет, дронов и БЭКов. При этом может высаживать вертолетные и лодочные десанты, наносить огневое поражение вглубь береговой линии, а также, благо запас водоизмещения позволяет, можно получить хорошую непотопляемость, запенив свободные отсеки ячеистым наполнителем, к примеру ЭППС.

Звучит довольно привлекательно, однако почему-то совсем не верится, что Минобороны РФ реально закажет строительство такого корабля. Подобный проект просто утонет в бюрократических инстанциях на стадии согласования жестких требований заказчика и т. д.


Темы о необходимости создания для нужд ВМФ РФ если не эскортного авианосца/дрононосца, то хотя бы некоего корабля-плавбазы для действий в дальней морской и океанской зонах, мы уже не раз касались ранее. И тогда пришли к выводу, что его можно было бы построить на базе танкеров ледового класса «Афрамакс» либо ролкеров океанского класса, разработанных в датском конструкторском бюро Steen Friis Design и построенных в уникально сжатые сроки на Балтийском судостроительном заводе по заказу норвежской компании Fosen Mekaniske Verksteder A/S (FMV).


Думается, что для нашей страны, обложенной западными санкциями, более рациональным является строительство судов двойного назначения, гражданских, которые могут при необходимости использоваться для военных нужд. Например, имело бы смысл вернуться к скоростному ролкеру проекта 1609 шифр «Атлантика», на базе которого можно было бы создать что-то вроде противолодочного вертолетоносца проект 10200 «Халзан».

Сергей Маржецкий