Пекин усмиряет амбиции Трампа редкоземельными металлами
На модерации
Отложенный
Повышение экспортных пошлин – фирменный метод Дональда Трампа. Он практиковал его ещё во время своей первой каденции. История повторяется. Канада и Мексика уже испугались и пошли на уступки. С Китаем этот номер пока не прошёл. США ввели 10-процентные пошлины на весь китайский импорт. Пекин ответил 15-процентными пошлинами на американские уголь и сжиженный природный газ, а также 10-процентными – на нефть, некоторые типы автомобилей и сельхозтехнику. Но это было только начало.
![](https://cms.octagon.media/_clients/591571c7-9a4a-4a42-9059-6db42dee462b/files/preview/2025_02_06__1920x944_3880_1350x664_355076.jpg)
Вера Зелендинова
Китай сыграл на обострение, ударив в одну из самых болезненных точек США – ужесточил контроль за выдачей экспортных лицензий на экспорт вольфрама, теллура, висмута, индия, молибдена и других редкоземельных металлов. Это наносит ощутимый удар по электронной промышленности и по американскому ВПК, создавая проблемы для производителей высокоточного оборудования, ракет, радаров для ПВО, самолётов, эсминцев, снарядов и другого.
Время предупредительных выстрелов истекло
Китай начал вводить санкции против военных компаний США осенью 2022 года в ответ на поставки американского оружия Тайваню. Но до середины 2024 года эти меры носили символический характер.
Всё изменилось после решения Пекина о запрете экспорта в США галлия и германия – редкоземельных металлов, использующихся в производстве телекоммуникационных устройств и в военной промышленности. Возникший дефицит быстро начал сказываться на работе оборонных предприятий, которые, как сообщали американские СМИ, стали отдавать в переработку для извлечения германия утилизированные приборы ночного видения и танковые триплексы.
В октябре прошлого года, Китай прекратил продавать аккумуляторы и другие виды комплектующих американским компаниям, поставляющим Тайваню беспилотники.
Китай приостановил продажу аккумуляторов в США. Фото: VCG/Visual China Group/TASS
Теперь речь снова идёт о запрете на экспорт редкоземельных металлах, но гораздо более широкого спектра. Это значит, что последствия превзойдут эффект от прекращения поставок галлия и германия.
Двойная «вилка» для Трампа
Американскому ВПК и электронной промышленности, которая напрямую связана и с оборонкой, и с развитием цифровых технологий нужны тонны редкоземельных металлов, но взять их скоро будет негде – Китай контролирует до 90 процентов этих рынков. В результате под вопросом могут оказаться грандиозная программа Трампа по развитию «невиданного по мощности» ИИ и функционирование ОПК.
Альтернативными источниками могут стать Гренландия или Латинская Америка, но на выстраивание новых цепочек поставок потребуется время. Ещё более сомнительно выглядит идея Трампа получить доступ к украинским источникам редкоземельных металлов в обмен на расширение поставок оружия.
Такая сделка вписывается в общую установку Владимира Зеленского, давно действующего по схеме «ресурсы в обмен на оружие и деньги».
Проблема, однако, состоит в том, что разведанные запасы этих металлов невелики и сосредоточены в основном либо на территориях, находящихся под контролем России, либо там, где идут бои. Для организации экспорта с этих месторождений, их нужно как минимум отвоевать.
При этом соучастие США в интенсификация военных действий плохо согласуется с обещаниями Трампа «добиться мира на Украине».
Выверенные меры Китая
Судя по новостям из Пекина, китайское руководство не разделяет позицию Трампа, рассматривающего санкционные меры в качестве приглашения к торгу. Запрещая экспорт в США редкоземельных металлов, Китай вполне осознанно наносит одновременный удар по ИИ и ВПК – сферам самого острого соперничества между двумя странами.
В Поднебесной прямо говорят о новом раунде торговой войны между двумя крупнейшими экономиками мира и подчёркивают, что Китаю удаётся минимизировать наносимый Штатами ущерб, и он не собирается останавливаться на достигнутом.
Между США и Китаем усиливается экономическое противостояние. Фото: VCG/Visual China Group/TASS
Говоря о настрое Пекина, заместитель директора Международного института маркетинговых исследований при министерстве коммерции КНР Бай Мин заявил:
«Контрмеры Китая – это не только тарифы. Китайские решения точны и выверены. И это станет основным принципом при принятии нами контрмер в будущем».
Война или блеф
Некоторые комментаторы экстраполируют тактику «наезд – торг – откат» Трампа на китайское руководство, делая на этом основании вывод, что Пекин поднимает ставки на рынке редкоземельных металлов, готовясь к торгу с Вашингтоном. Эта трактовка согласуется со старой и регулярно обновляемой формулой «Китай сговаривается с США за спиной у России», однако не учитывает ни фундаментальные противоречия, определяющие характер американо-китайских отношений, ни текущий контекст.
Китай вводит санкции против американских оборонных компаний третий год. С каждым разом эти меры становятся всё более чувствительными для США. Кроме того, решение Пекина о запрете на экспорт редкоземельных металлов следует рассматривать в одном ряду с инициированным китайскими властями антимонопольным расследованием в отношении Google и падением акций высокотехнологичных компании на рынке NASDAQ, спровоцированном выходом на рынок китайской модели ИИ от DeepSeek.
Данный ряд событий больше похож на системные военные действия без оружия, чем на подготовку к переговорам. В Вашингтоне это прекрасно понимают. На днях технический директор компании Palantir Шьям Санкар заявил, что США «находятся в состоянии войны с Китаем», уже «пора объявлять мобилизацию».
Дополнительный вес этим словам придаёт близость руководства Palantir к Трампу (полное одобрение санкционированной им большой зачистки), а также тот факт, что, будучи разработчиком программного обеспечения для армии и спецслужб, эта компания находится на пересечении интересов цифровизаторов и военных.
Комментарии