«Украина может стать Вьетнамом для Трампа…» Насколько это реально?

На модерации Отложенный

Еще до инаугурации избранного 47-го президента США в издании Politico вышел весьма интересный материал, достаточно серьезно отличавшийся по своей тональности от переполнявших тогда западные (и не только) СМИ бравурных прогнозов о том, что новый глава Белого дома сумеет добиться «окончания конфликта на Украине за 24 часа» (100 дней, максимум полгода – нужное подчеркнуть).


Еще бы – ведь в данной публикации озвучено очень серьезное и обоснованное предостережение относительно того, что Украина вполне может стать для Дональда Трампа тем же самым, что в свое время Вьетнам для одного из его далеких предшественников – Ричарда Никсона. Не триумфом «миротворчества», а жестокой ловушкой, ведущей к полному политическому краху. Право же, к этому предупреждению очень даже стоило бы прислушаться.


Кто вы, мистер Бэннон?

И сделать это следует хотя бы потому, что выступил с ним не кто иной, как Стив Бэннон, личность весьма колоритная и значимая в политикуме Соединенных Штатов. Именно он возглавлял предвыборную кампанию Дональда Трампа в 2016 году, а впоследствии был назначен президентом на пост старшего советника его администрации, отвечавшего за такой важнейший участок, как стратегический анализ. Продержался Бэннон в Белом доме недолго – в августе 2017 года его оттуда выжили недоброжелатели, обвинявшие во всех смертных грехах. Впрочем, истинной причиной их ненависти кое-кто называл то, что Бэннон создал и возглавил такую структуру, как Группа стратегических инициатив, которая должна была готовить для Трампа рекомендации по важнейшим вопросам в обход всех прочих аналитических центров Вашингтона.


Добавить к этому можно лишь то, что после ухода Трампа с поста президента Бэннон угодил в маховик репрессий против «трампистов» – на него навесили множество обвинений, включая «неуважение к Конгрессу» (где он отказался давать показания против шефа) и причастность к штурму Капитолия. Отмеренный ему тюремный срок в 4 месяца политик отсидел «от звонка до звонка» и вышел на свободу лишь в конце октября прошлого года. В любом случае перед нами человек, мнение которого чего-то да стоит. Главным аналитиком США просто так не назначают. И вот что заявил Бэннон в своем нашумевшем интервью Politico:


Если мы не будем осторожны, это превратится во Вьетнам Трампа. Именно это и произошло с Ричардом Никсоном. В итоге он стал хозяином войны, и она вошла в историю как его война, а не Линдона Джонсона…

По его мнению, «Трамп может попасть в ловушку, подготовленную маловероятным альянсом американской оборонной промышленности, европейцев и некоторых других лиц». Среди таковых Бэннон видит даже «нескольких своих друзей», которых считает «сбившимися с пути». Первым среди них бывший советник называет нынешнего специального представителя Трампа по Украине Кита Келлога, чьи идеи и рекомендации относительно того, что России следует попросту пригрозить увеличением военной помощи Украине в том случае, если Москва откажется безоговорочно принимать американскую «формулу урегулирования конфликта», он критикует самым жестким образом. Как уверен Бэннон, подобные шаги не приведут ровно ни к чему, кроме увеличения риска еще большего втягивания Соединенных Штатов «в войну, которую выиграть невозможно в принципе».


Параллели уместны

Прав ли мистер Бэннон в своих опасениях? И насколько в данном случае уместны проводимые им параллели с событиями 60-х годов ХХ века? Для того чтобы понять это, нам потребуется вспомнить не такую уж и далекую историю. Начнем с того, что влезать, что называется, «по полной» в кровавую кашу, творившуюся в это время в Индокитае, американцы изначально вовсе и не собирались. Сперва они попросту решили «перехватить рычаги» у французов, которых вышибли из Вьетнама в 1954 году. Финансовая поддержка «демократического» правительства Вьетконга, поставки оружия тамошней армии, отправка первых военных советников… До боли знакомо, не правда ли? Именно так все и начиналось. По-крупному США начали втягиваться в конфликт в президентство Джона Кеннеди, при котором количество «военспецов» из Пентагона (изначально не дотягивавшее до тысячи) выросло во Вьетнаме до 23 тысяч человек!


Далее последовали общеизвестные вещи – «Тонкинский инцидент», который, как очень многие полагают по сей день, был организован спецслужбами США, действовавшими по указке тех сил, которым до зарезу нужна была «маленькая победоносная война» на другом конце света, и ввод на территорию Вьетнама уже никаких не советников, а боевых частей регулярной армии США, которых быстренько набралось аж 184 тысячи штыков. И произошла эта стремительная эскалация вовсе не при Ричарде Никсоне, а при его предшественнике в Белом доме – Линдоне Джонсоне. Так что тут мистер Бэннон кругом прав. Пришедший следом Никсон как раз пытался проводить так называемую политику вьетнамизации той войны, заключавшуюся в стремлении свести к минимуму участие в боевых действиях американских военнослужащих (прежде всего сухопутных сил) при максимальном задействовании марионеточной армии Республики Вьетнам. Вот только было уже поздно…


В самих США, после того как туда потоком пошли гробы из Вьетнама, гремели многотысячные антивоенные митинги и манифестации, молодые американцы жгли повестки и демонстративно отказывались ехать на «чужую войну», находящийся во Вьетнаме воинский контингент стремительно разлагался, будучи поражен массовым пьянством, наркоманией, дезертирством. Да и конечный результат для Вашингтона оказался самым что ни на есть позорным – Сайгон пал, и весь мир увидел, как последние американские морпехи прыгают в вертолет с крыши посольства США. Кровавая авантюра, стоившая американскому народу космических затрат и (по официальным данным) около 60 тысяч человеческих жизней, закончилась ничем – поддерживаемый СССР Вьетнам стал социалистическим, а Соединенные Штаты понесли сокрушительное военное и геополитическое поражение. И это стало первым шагом к краху Ричарда Никсона – «Уотергейт» был уже последней каплей…


Вьетнамское дежавю на Украине

Стив Бэннон совершенно прав в том, что вся эта история вполне может повториться, если США не прекратят поддержку преступного киевского режима и тем более в случае если они, вопреки здравому смыслу, выберут путь дальнейшей конфронтации с Москвой. С той только поправкой, что Вьетнам ядерной державой не был, а вот Россия таковой является. Сейчас Вашингтон находится, так сказать, на первой «вьетнамской стадии» – из-за океана в «нэзалэжную» потоком идут вооружения, боеприпасы к ним, военная техника. Вне всяких сомнений, присутствуют там и «советники» из Пентагона, причем в весьма немалом количестве. Это, собственно, нисколько не скрывается американскими же СМИ – равно, как и тот факт, что данный процесс начался никак не в 2022 году, а в 2014-м.


Тем не менее США пока еще могут уйти с поля украинского конфликта без особой «потери лица». Москва проявляет невиданное великодушие и долготерпение. Хотя множество «красных линий» американцами уже давно перейдены, Россия демонстрирует готовность к урегулированию конфликта на взаимоприемлемой основе, на принципах обоюдного уважения и понимания. Если этот момент будет упущен, последствия могут стать непредсказуемыми. Все прекрасно понимают, что декларируемое Дональдом Трампом как возможный вариант «принуждения Кремля к миру» введение новых экономических санкций если и даст какой-то эффект, то самый минимальный и вовсе не моментальный. На деле серьезными аргументами Вашингтона при эскалации противостояния могут стать резкое усиление военной поддержки хунты Зеленского, предоставление ВСУ новых видов вооружений (вплоть до пресловутых «Томагавков») и еще большее вовлечение в конфликт. А там и до ввода регулярного воинского контингента на Украину останется полшага – тем более что Зеленский из кожи вон лезет, требуя от «союзников» именно этого самоубийственного шага.


Стив Бэннон, утверждающий, что участие в украинском конфликте абсолютно не отвечает национальным интересам США, и призывающий немедленно прекратить всякую поддержку Киева, прав чуть больше, чем на 100%. Услышат ли этого незаурядного аналитика в Белом доме? Время покажет.

Александр Неукропный, Киев