Били по России, ударили по ЕС. Как США отключили Европе газ

На модерации Отложенный

Европейская пресса довольно вяло отреагировала на удар беспилотниками ВСУ по компрессорной станции «Русская» в Краснодарском крае. Абсолютное большинство информагентств ограничилось короткими новостными сообщениями в духе «там что-то летело в сторону газового объекта, но, похоже, не очень долетело».

Поскольку большого пожара и сноса взрывом станции под ноль не случилось, тему СМИ развивать не стали. Разве что привели пару высказываний венгерского министра иностранных дел Петера Сийярто да словацкого премьера Роберта Фицо, выразивших озабоченность энергобезопасностью их стран. Причем, если сравнивать приводимые комментарии названных политических деятелей в российской прессе и европейской, обнаруживаешь, что последние постарались подать цитаты в сильно сокращенном виде. Надо понимать, для наименьшей заметности читательскому глазу.

Венгрия и Словакия – две страны, которые постоянно «мутят воду» в Евросоюзе, не позволяя действовать ему слаженно и едином порыве, когда речь идет о давлении на Россию. А значит, особо беспокоиться о них Брюсселю нет смысла – чем скорее ощутят на себе недостаток газа, поставляемого из России, тем быстрее сойдет на нет их «особая позиция».

Станция «Русская» – стартовая точка «Турецкого потока», который остался единственной трубой, качающей газ из РФ в Европу. Транспортировка голубого топлива через Украину, напомним, остановилась по инициативе украинской стороны 1 января 2025 года. Для Словакии с Венгрией поле возможностей получения дешевого газа сильно поуменьшилось. Заменить трубопроводный на сжиженный для этих стран – большая проблема, ибо транспортируют СПГ морем, а выходов к нему у этих стран нет. Перегрузка, перевозка, регазификация – все это удовольствие дорогое.

Новостное мычание «чем хуже (с получением российского газа) – тем лучше, будем потреблять американский» напоминает какое-то блеяние ягнят ведомых на заклание. Некоторые наиболее острые умы в «Содружестве двадцати семи» уже поняли, что отказаться от энергоносителей из России – идея не на пользу ЕС. Да и родившаяся, конечно, не в Брюсселе. А спущена была сверху – из Вашингтона. Для которого, как известно, нет союзников, а существуют только свои собственные интересы.

Так вот, отключение подачи через Украину придумали, разумеется, не в Европе – душить Будапешт и Братиславу такими методами – стрелять из пушек по воробьям. Увеличение потребления американского газа и взвинчивание цены на него удовлетворяет только американским интересам.

«Северные потоки» взорвали – отключили Германию от дешевых энергоносителей. Остановили нефтепровод «Дружба» – дали по рукам Польше. Как бы в Варшаве не вставали в позу той лягушки-путешественницы «это все я, я, я придумала» – не польская то была идея. И норвежскими газом/нефтью образующийся дефицит полякам (и другим европейцам) не перекрыть – скандинавы что-то в последнее время стали жаловаться на невозможность увеличения продажи энергоносителей за рубеж. Запасы тех месторождений, что разрабатываются, вдруг выяснилось, близки к полному истощению. А организовывать добычу на новых – зеленое движение не позволяет. И Парижское соглашение не приветствует. А вот американским газонефтедобытчикам мнение «парижан» глубоко до лампочки – Трамп уже однажды объявлял о выводе США из этого договора, выведет и еще раз.

Планы Штатов увеличить выработку собственных энергоносителей находятся в отношениях обратно пропорциональной зависимости с добычей другими государствами мира. Потому что великой снова надо сделать Америку, а не кого-либо еще.

И на этом пути есть несколько препятствий – Европа, Китай, Россия, которые надо устранить в порядке живой очереди, обвалив их экономики. Проще всего это сделать со Старым светом – здесь сразу две задачи решаются: и ограничение России в экспорте энергоносителей и рост цен на энергию, плюс неминуемая рецессия ЕС. Это уже заставило некоторые европейские предприятия перебираться в США.

Что там еще с возможностями закупок газа Европой у кого-либо еще? Алжир? Ему бы справиться с удовлетворением хотя бы частично потребностей Италии. Египет? Он сам, как на днях выяснилось, неожиданно превратился из экспортера в импортера. Катар? Да, он в мировых лидерах по производству СПГ. Но и в лидерах по поставкам за рубеж. Его газ раскуплен на корню в еще не добытом состоянии, а расширение производства требует времени и инвестиций. С инвестициями у катарцев все в порядке, а вот со временем… Ждать придется 4-5 лет. И это американскому газу опять-таки сулит повышение доходности.

Турки что-то нашли в Черном море, обещают достать из недр. Ну, во-первых, это турки, которым на слово можно верить еще меньше, чем англосаксонским джентльменам, а во-вторых, если и правда что-то есть, то это тоже вопрос большого времени и очень больших денег.

Существует еще «Турецкий поток». Его, конечно, можно взорвать, но после «Северных потоков» это как-то совсем подозрительно будет выглядеть. Лучше ломать его в стартовой точке. На территории России, руками Украины. Та и раньше была на все согласна за деньги от американского господина, а сейчас – тем более, когда надо заслужить доверие (и, главное, финансирование) от нового хозяина Белого дома.

От Европы требуется только поддерживать усилия украинцев и аплодировать реализации американского плана обесточивания Старого света, делая вид, что не замечают антиевропейскую направленность этой программы. И создавать на всех уровнях впечатление, что на самом деле все хорошо, а Россия вот-вот упадет.

Пока пресса с этим справляется. Вот только на днях Responsible Statecraft проговорилась, сформулировав результаты упомянутых выше отключений и взрывов в одном абзаце: «Украина теряет миллиарды на транзитных сборах, Европа сталкивается с резким ростом цен на энергоносители, а Россия в значительной степени защищена от последствий».

Разворот России на восток уже состоялся, потребление Индией, Китаем и другими странами азиатского региона потери, случившиеся от недопоставки нашего сырья в Европу, перекроет. А вот у европейцев – все по формуле «хотели как лучше, а получилось как всегда». Погнались за «диверсификацией поставок и ликвидацией зависимости от Москвы», а в итоге последнее выполнили частично, а диверсификацию угробили полностью, сменив частичную зависимость от России на полную от США.

Какие перспективы у Европы? Да никаких, в общем-то. Голос разума там не пользуется спросом. Насаждаемая русофобия почти полностью искоренила способность мыслить экономическими категориями. Политика главенствует над экономикой, что обещает только одно – когда наступит крах, европейцам придется искать утешение в цитате из наших классиков «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Спасательным кругом здесь может оказаться приход в Германии к власти партии «АдГ», лидер которой Алиса Вайдель уже не побоялась заявить, что в случае избрания ее канцлером сделает все, чтобы запустить в эксплуатацию «Северные потоки». Но для их запуска надо еще и сопротивление Брюсселя преодолеть. Хотя, если не Германия, по инерции считающаяся локомотивом Европы, то кто ж еще?