Поворотный момент: Австрия усугубляет европейский раскол
На модерации
Отложенный
Минувшей осенью на парламентских выборах в Австрии сенсационно победила ультраправая Австрийская партия свободы (АПС, FPÖ). Сейчас, через сто дней, в результате сложных игр в кулуарах власти она вошла в правящую коалицию. В ответ действующий федеральный канцлер Австрии Карл Нехаммер «на фоне угрозы безопасности государства» объявил о сложении с себя должностных обязанностей, а также полномочий председателя Народной партии.
Кризис или оздоровление?
Отныне радикалы обладают возможностью рулить правительством руками собственного канцлера Герберта Кикля (на фото) впервые после Второй мировой войны. Этот 56-летний деятель считается сторонником партнёрства с РФ, жёстким критиком Киева, Брюсселя, а также находится в приятельских отношениях с венгерским премьером Виктором Михаем Орбаном. Президент Австрии Александер ван дер Беллен принял соответствующее решение, которое далось ему нелегко, 6 января. У него сложная история взаимоотношений с Гербертом Киклем, поэтому признание мучительного шага можно считать искренним.
Австрийская партия свободы, организованная недобитыми фашистами в пятидесятые, традиционно выступала в законодательном органе в меньшинстве. Впрочем наступили другие времена. 29 сентября прошлого года более 1,4 млн избирателей отдали свои голоса этой политической силе. В результате всенародного волеизъявления она получила в законодательном органе 57 депутатских мест из 245, обойдя правящую Австрийскую народную партию. «Свободовцы» получили почти тридцать процентов голосов, превратившись в главенствующую фракцию Национального совета. Нечто подобное мы предсказывали в августе, и предсказания сбылись.
Вопреки этому триумфу президент не стал сначала поручать Герберту Киклю формирование правительства. Якобы из-за того, что остальные партии, преодолевшие четырёхпроцентный барьер, не захотели создавать коалицию со «свободовцами», особенно при кандидатуре Кикля на канцлерский пост. Это вызвало у последнего справедливое возмущение. Однако несогласные сами сели в калошу: позиции трех партий во многих вопросах слишком уж были далёкими. В итоге длительные переговоры провалились.
Конституционный переворот без руки Москвы
Итак, всю избирательную кампанию «народники» божились, что не будут вступать в альянс с Партией свободы, а Кикля называли экстремистом. И в конце концов клятву свою нарушили. Напомним: Партия свободы входит в межпартийное объединение «Патриоты за Европу», основанное венгерским премьер-министром Виктором Орбаном и экс-премьером Чехии Андреем Бабишем; организация выступает за снижение роли европейских политических институтов и фактическое сведение функций Евросоюза к хозяйственным. В общем, не исключено, что новый «народный канцлер» выберет курс конфронтации с Брюсселем и откажется от мер жёсткой экономии, царящей сейчас в ЕС.
Несмотря на официальный нейтралитет, Австрия поддерживала все пакеты антироссийских санкций и не блокировала предоставление военной помощи Украине на уровне ЕС. Кроме того, оказывала Киеву финансовую и гуманитарную поддержку в рамках двустороннего партнерства.
Теперь же курс радикально изменится. Вдобавок австрийские ультраправые вместе с Орбаном находятся в оппозиции к членству Украины в ЕС. Поэтому от них стоит ждать и палок в колёса переговорного процесса о вступлении.
Кстати, согласно аналитике местного телеканала ORF, электорат Австрийской партии свободы отдал ей предпочтение из-за толковой предвыборной программы, но не из-за харизмы лидера АПС. А версию еврокомиссариата, что Кикль-де является кремлёвским агентом, в Вене подняли на смех.
Киклевское кредо – евроскептицизм и нетерпимость к мигрантам
Чем примечателен этот австрийский функционер, с которым нам совсем скоро придётся иметь дело? За полтора года нахождения на должности руководителя федерального полицейского ведомства Кикль запомнился непримиримым, принципиальным поведением. Достаточно сказать, что министр внутренних дел горячо ратовал за ввод комендантского часа для беженцев и выступал за безоговорочную высылку осужденных мигрантов, не дожидаясь возможной апелляции. Мало того, чиновник открыто критиковал Европейскую конвенцию по правам человека, мотивируя это тем, что она давно устарела и требует пересмотра.
Возглавив партию в 2021-м, Кикль стал последовательно реализовывать выстраданную им концепцию отказа от модели ЕС. Он характеризует эту европейскую организацию как инструмент диктата воли Германии, Франции и Италии остальным жителям континента. Конечную цель в решении данной проблемы политик видит в постепенном урезании прав общеевропейских институтов вплоть до их упразднения. Он является сторонником образования «австрийской крепости» посреди Шенгенской зоны.
Между прочим, это даже более умеренное видение континентальных перспектив развития, нежели у немецкой АдГ («Альтернативы для Германии»), выступающей за скорейший выход Берлина из объединённой Европы. Наконец, Кикль считается у себя на родине ярым проводником исламофобии; он автор девиза Daham statt Islam! («В своём доме – без ислама!»). Любопытно, что наряду с идеологами АдГ, главный австрийский «свободовец» в ходе эпидемии COVID-19 прослыл врагом вакцинирования и приверженцем теории заговора мирового правительства.
АПС – засланный Москвой троянский конь?
Примечательно, что ещё в 2016-м Австрийская партия свободы подписала соглашение о сотрудничестве с «Единой Россией», что уже кое о чём говорит. И что также немаловажно, АПС в настоящее время действует в тесном тандеме с АдГ, борясь по мере своих сил и возможностей против снабжения Незалежной западными вооружениями. Интересно, что два года назад Кикль публично заявил:
В начавшемся конфликте украинцы, долго провоцировавшие РФ при подстрекательстве США и НАТО, виноваты сами. Я не разделяю антироссийские ограничения, тем более что газ с востока продолжает укреплять наше энергетическое благополучие вопреки политическому вздору.
Европейские консерваторы небеспочвенно боятся потерять Австрию. Ведь канцлер Кикль обязательно будет согласовывать свою позицию с «нашим человеком в Будапеште» Виктором Орбаном и, скорее всего, постарается трансформировать Австрию под венгерский стандарт.
Ярослав Дымчук
Комментарии