О "расстрельной" переписи населения 6 января 1937 года
На модерации
Отложенный
Проведённая 6 января 1937 года перепись населения была единственной в истории СССР и России однодневной переписью (перепись 1897 года была таковой лишь формально).
Она также стала единственной известной переписью, предварительные результаты которой были практически сразу (спустя 10 дней) объявлены «вредительскими»; проводившие её ответственные работники были арестованы и репрессированы. В связи с этим разработка результатов переписи так и не была начата, а предварительные материалы были изъяты и засекречены.
Сохранившиеся в архивах основные результаты переписи были опубликованы в 1990 году.
Что сейчас известно о переписи населения 1937 года?
"Ее результаты выявили огромные потери населения (в том числе от голода 1932-1934 годов, когда страна потеряла, по разным данным, от 6 до 8 млн. человек), сильное увеличение доли жителей в «ссыльных» северных и восточных районах. На вопрос, к какому вероисповеданию принадлежит опрашиваемый, даже не сильно верующие люди отвечали: православный, мусульманин т.п. По итогам переписи получалось, что в стране «воинствующего атеизма» собственно атеистов почти нет. Кроме того, 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали."
"Перепись прошла успешно, однако из-за того, что показанная ею численность населения СССР сильно разошлась с провозглашенными с самых высоких трибун оценками, ее результаты были объявлены дефектными, а специалисты, которые руководили ее проведением, были объявлены <врагами народа> и жестоко репрессированы. Вследствие этого перепись населения 1937 г. вошла в историю как "репрессированная" или "расстрельная"
По воспоминаниям Андрея Ивановича, а ему в свое время об этом детально рассказывали старшие родственники, выступая на ХVII съезде ВКП/б/, Сталин обмолвился, что ежегодный "прирост" граждан в стране составляет более трех миллионов. Стало быть, к моменту переписи 1937 года в Советском Союзе должно "числиться" 170 миллионов с "хвостиком". На эту грандиозную цифру ориентировала вся тогдашняя пресса. Увы, неподкупная статистика выдала совсем иные цифры - перепись показала всего 162 миллиона россиян, выходило, что вопреки лучезарным прогнозам великого вождя население в ряде областей даже уменьшилось - аукнулись последствия раскулачивания и голода 1932 - 1933 годов.
Из доклада в ЦК:
«общая численность населения по переписи 6 января 1937 года составила 162 003 225 человек, включая контингенты РККА и НКВД. По сравнению с 1926 годом (перепись 17.XII) численность населения увеличилась т. о. на 15 миллионов человек, или на 10,2 %, или в среднем на 1 % в год. Эти данные показывают, что прирост населения у нас значительно превышает темпы естественного прироста населения передовых капиталистических стран, как то: Англии (0,36 % в среднем за 9 лет с 1927 г. по 1935), Германии (0,58 %). Франции (0,11 %), США (0,66 % в среднем за пятилетие 1830—1934 гг.) равен итальянскому (1,02 %) и уступает лишь Японии (1.37 %).
Установленная переписью численность населения значительно ниже той, которая ожидалась по данным текущего учёта населения. Так на 1/1—1933 г. ЦУНХУ была опубликована численность населения 165,7 млн, послужившая исходным пунктом дальнейших расчётов. Перепись показала, что текущий учёт населения давал неверные, резко завышенные цифры. Совершенно неудовлетворительное состояние текущего учёта населения является главной причиной разрыва между предположениями и фактической численностью населения, установленной переписью.».
К переписи (так как она была однодневной) только в качестве счетчиков было привлечено 1250000 человек. Прикиньте только расходы на оплату труда.
Чудом сохранились и дошли до нас ее материалы об отношении населения Советского Союза, в частности России, к религии. Эти материалы так же уникальны, как уникален и вопрос переписного листа о религиозных или атеистических убеждениях респондента. Согласно традициям мировой и российской статистики, такого рода вопрос считался некорректным, поскольку задевал глубоко жизненные интересы людей, а потому таил в себе возможность ложного ответа.
Вопрос о религии был введен в переписной лист лично Сталиным, который редактировал последний вариант анкеты в канун переписи. Никто из статистиков не рискнул ему возразить. Опрашивалось население в возрасте 16 лет и старше. Какими соображениями руководствовался Сталин, когда ставил этот вопрос, мы знать не можем, но в массовой широкой печати был заведомо разрекламирован тезис о «сплошном атеизме населения», который должна была подтвердить перепись.
Однако такого рода ожидания не оправдались.
Во многих районах, особенно в сельской местности, он вызвал переполох. Нетрудно понять причины этого, если вспомнить обстановку тех лет в стране (насильственные переселения раскулаченных, нараставшую волну репрессий и т.д.), а также официальное отношение к религиозным убеждениям как «пережитку прошлого в сознании отсталых людей». Респонденты были поставлены в сложное положение. Они боялись за себя и за своих родных и близких.
Во многих районах начали распространяться всякого рода тревожные слухи, а с мест понеслись донесения особой секретности из местных органов учета и статистики в ЦК ВКП(б) и правительство. До нас дошли такого рода донесения из Свердловской области, Белоруссии, а также, что особенно важно, обобщающая записка начальника Центрального управления народнохозяйственного учета СССР И.А.Краваля в ЦК ВКП(б) по донесениям из всех районов страны в целом.
Судя по этим материалам, распространявшиеся тогда слухи были типичными для того времени. Например, самым массовым было опасение, что верующих «будут ссылать, а их детей выгонят из школы», что на верующих «будут смотреть как на кулаков», верующих «будут лишать продовольствия и вышлют» и т.д. Боялись, что с верующих будут брать «особые налоги», «выбросят из колхоза», «снимут со снабжения в кооперации». Распространился даже зловещий слух о предстоящей с 5 на 6 января «варфоломеевской ночи»). В связи с этим появились и «агитаторы» из верующих, которые ходили из села в село и советовали ответов на этот вопрос не давать.
Сектанты (евангелисты и баптисты) давали обет на вопрос о религии не отвечать. Одни из них демонстративно закладывали платок в рот и молчали, другие — скрылись в лесу (Свердловская область, Западно-Сибирский край и т. д.). Некоторых из них переписчикам удалось вернуть из лесов и уговорить ответить на вопросы.
Не обошлось и без конъюнктурных соображений со стороны населения: лучше записаться неверующим, тогда в кооперативах больше товаров дадут.
Оказавшись в столь сложной ситуации, верующие повели себя по-разному. Однако большая часть их не стала скрывать своих убеждений. Счетчики приводят типичные ответы в Пермском районе: «Сколько нас не спрашивай о религии, нас не убедишь, пиши верующий», или: «Хоть и говорят, что всех верующих будут увольнять со стройки, но пиши нас верующими». Другие решали этот вопрос совсем иначе: «…Раз работаю на стройке, то, значит, неверующий».
Некоторые предпочли ответа не давать.
Как бы то ни было, но 80 % опрошенного населения ответили на вопрос о религии20. Лишь 1 млн человек предпочли отмолчаться, ссылаясь на то, что «ответственны только перед Богом» или что «Богу известно, верующий я или нет».
По данным переписи, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн против 42,2 млн, или 56,7% против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии. В действительности верующих было, конечно, еще больше. Часть ответов могла быть неискренной. Кроме того, с большей долей вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на вопрос о религии были верующими.
Женщин, признавших себя верующими, было больше, чем мужчин: 64 % против 36 %.
Самыми большими возрастными группами среди верующих грамотных и неграмотных были группы мужчин и женщин в возрасте 20-29 и 30-39 лет. На группы лиц старше 50 лет приходился незначительный процент верующих среди грамотных и незначительно больший среди неграмотных. Среди верующих было почти 34 % лиц 20-29-летнего возраста и более 44 % — 30-39-летнего возраста. Лиц пожилого возраста, старше 50 лет, было около 12 %. В последнем случае сказывается, безусловно, малочисленность пожилых в возрастной структуре населения. Однако и с учетом этого нельзя не признать, что мнение о том, что верующие — это люди исключительно пожилого возраста, не соответствовало действительности. Как и мнение о том, что верующих больше среди неграмотных.
Конечно, подобные результаты никак не могли удовлетворить партийную элиту.
Большая Советская Энциклопедия Первого издания содержит такой текст в отношении переписи населения 1937 года «6/I 1937 года была проведена новая перепись населения (П. н.) Союза ССР. Однако ввиду того, что пробравшиеся к руководству П. н. враги социализма — троцкистско-бухаринские агенты иностранных разведок — вредительски организовали П. н. СНК СССР в постановлении от 25/IX 1937 признал организацию П. н. неудовлетворительной, а самые материалы переписи дефектными. СНК СССР указал, что П.н. 1937 была проведена ЦУНХУ Госплана СССР с грубейшим нарушением элементарных основ статистической науки, а также с нарушением утвержденным правительством инструкций. СНК обязал провести новую всесоюзную П. н. в январе 1939»
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Перепись_населения_СССР_(1937)
http://apologetik.ru/religioznost-naroda-v-1937-godu/
Комментарии