Гренландия может стать новым штатом США по гавайской схеме
На модерации
Отложенный
Судя по последним новостям из Гренландии, к территориальным претензиям избранного 47-го президента США Дональда Трампа следует отнестись с максимальной серьезностью. Самый большой остров на планете Земля, да еще и столь удачно географически расположенный в Арктике, имеет все шансы стать 51-м американским штатом.
Остров невезения
Тому, как Соединенные Штаты из заштатной британской колонии смогли превратиться в мирового «гегемона», на «Репортере» была посвящена отдельная публикация. Примечательно, что Америка прирастала новыми территориями, прежде всего, за счет их покупки у других стран, а не силового захвата. Но, даже захватив их военной силой, Вашингтон предпочитал выплатить побежденному некую финансовую компенсацию.
Несколько особняком тут стоит история присоединения к США Гавайев, которую вполне может повторить в наши дни Гренландия. Впервые интерес к покупке огромного острова в Атлантическом океане в Вашингтоне проявили еще в 1867 году, но этот проект в Конгрессе зарубила сама оппозиция. В следующий раз купить Гренландию за 100 миллионов тогдашних долларов у Дании предлагал в 1946 году президент Трумэн, но в Копенгагене отказались.
В 2019 году в свой первый президентский срок Дональд Трамп предложил Королевству Датскому приобрести остров, на что его премьер-министр Кильсен также ответил отказом:
Гренландия не продается и не может быть продана, но Гренландия открыта для торговли и сотрудничества в военном и экономическом плане с США.
В качестве альтернативы покупке республиканец предлагал взять Гренландию в долгосрочную аренду, выплачивая по 600 миллионов долларов в год, но датчане не пошли и на это. В свой второй срок, даже не приступив к исполнению президентских обязанностей, мистер Трамп вновь вернулся к вопросу о приобретении самого большого в мире острова:
Для целей национальной безопасности и свободы по всему миру Соединенные Штаты Америки считают, что владение и контроль над Гренландией является абсолютной необходимостью.
На это премьер-министр самой Гренландии Муте Эгеде ответил следующим образом:
Гренландия — наша. Мы не продаемся и никогда не будем продаваться. Мы не должны проиграть нашу долгую борьбу за свободу.
Из-за чего же конкретно весь сыр-бор?
Ценная недвижимость
Владение Гренландией открывает перед счастливым правообладателем массу интересных возможностей.
Во-первых, это право на участие в разделе ресурсов «арктического пирога», за что неарктическая держава Дания будет держаться по мере сил.
Во-вторых, на самом острове и его континентальном шельфе имеются такие богатые природные ресурсы, как месторождения урана, редкоземельных элементов, нефти и газа. А его население крайне малочисленно и представлено на 90% местными эскимосами, на чье мнение шерифу, как известно, глубоко плевать.
В-третьих, Гренландия с ее удобным географическим расположением имеет чрезвычайно высокое стратегическое значение, что и обусловило интерес Вашингтона к ее покупке сразу по окончании Второй мировой войны и начала Холодной. Об этом стоит поговорить чуть более подробно.
Так, с 1958 года по 1966 год там реализовывался американский проект «Ледяной червь», в соответствии с которым под ледниковым щитом Гренландии была проложена сеть туннелей, где должны были располагаться до 600 мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, нацеленных на СССР. Их местоположение должно было регулярно меняться во избежание уничтожения превентивным советским ударом.
Для работы этой подледной военной базы использовался атомный реактор, отработанную радиоактивную воду из которого сливали прямо там на месте. Закрыт проект «Ледяной червь» был по независящим от Пентагона обстоятельствам, поскольку система туннелей начала разрушаться изнутри из-за движения ледников.
Несмотря на это, Гренландия по-прежнему сохраняет большое стратегическое значение, поскольку может использоваться, например, для размещения элементов системы ПРО и ракетных установок.
На севере острова по-прежнему сохраняется американская космическая база Питуффик, ранее носившая название Туле, для постройки которой когда-то пришлось принудительно депортировать местное эскимосское население.
Именно там, на авиабазе Туле, во времена Холодной войны находились американские стратегические бомбардировщики В-52, несущие ядерные авиабомбы. Именно там, в Гренландии, в результате произошедшего ЧП на борту самолета, одна термоядерная бомба была потеряна и до сих пор покоится где-то на морском дне.
21 января 1968 года на борту В-52 произошел пожар, и экипаж был вынужден его покинуть. Потерявший управление самолет с четырьмя ядерными авиабомбами на борту рухнул на лед залива Северной звезды в 11 км от базы Туле, что привело к детонации обычного взрывчатого вещества в их запалах. Ядерных взрывов не произошло, но радиоактивная начинка бомб, включая плутоний, уран, америций и тритий, была разбросана по большой поверхности.
При этом урановые сердечники термоядерных бомб прожгли лед и ушли на дно. В рамках проекта «Крестед Айс» американцы проводили очистку местности от радиационного заражения и поиск останков спецбоеприпасов. Но из четырех они смогли найти только три, а последний четвертый, предположительно, находится в «куче массивных обломков, обнаруженной на дне», по сей день.
Что до военного значения, то бывшая авиабаза Туле в Гренландии может использоваться как аэродром подскока для стратегических бомбардировщиков ВВС США. Вместе с Аляской они берут нашу Арктику в клещи.
Право имеют?
А теперь необходимо сказать несколько слов о том, насколько реалистичными являются территориальные претензии мистера Трампа на эту датскую автономию. К сожалению для нас, они абсолютно реальны, и вот почему.
Результатом того беспредела, что был устроен с принудительной депортацией эскимосов для строительства американской авиабазы Туле, стала борьбы местного населения за независимость от Дании. В 1979 году был принят закон о «внутренней автономии», давший островитянам значительные права по самоуправлению. Также эскимосы через суд добивались признания принудительного переселения незаконным и восстановления своих прав.
В 2008 году в ходе референдума 75% жителей Гренландии проголосовали за то, что они будут иметь право в любой момент объявить о своей независимости от Дании, что было официально признано Копенгагеном. То есть, для обретения островом суверенитета от Королевства Датского местному парламенту достаточно провести соответствующий референдум, где большинство гренландцев должны будут высказаться «за».
И вот в своем новогоднем обращении к островитянам премьер-министр Гренландии Муте Эгеде заявил дословно следующее:
История и нынешние условия показали, что наше сотрудничество с Королевством Дания не привело к созданию полного равенства. Теперь настало время для нашей страны сделать следующий шаг. Как и другие страны мира, мы должны работать над устранением препятствий на пути сотрудничества, которые мы можем назвать оковами колониализма, и двигаться вперед. Настало время нам самим сделать шаг и определить свое будущее, в том числе и в отношении того, с кем мы будем тесно сотрудничать и кто будет нашими торговыми партнерами.
Можно предположить, что референдум по независимости Гренландии действительно будет проведен, и остров станет независимым от Дании. Если в Копенгагене попытаются этому как-то воспротивиться, Дядя Сэм поможет гренландцам защитить их демократические права, благо, имеет в этом большой опыт по всему миру.
После этого самый большой остров на Земле станет либо протекторатом США, либо их новым штатом. Если бы не претензии Вашингтона на максимальный кусок при разделе Арктики, то более вероятным был бы первый вариант. Но при президенте Трампе с его имперскими амбициями более реалистичным видится присоединение Гренландии к Соединенным Штатам по гавайской схеме.
Наверное, Копенгагену стоило продать остров или хотя бы сдать американцам в аренду, поскольку Дания теперь вообще ничего за него не получит.
Сергей Маржецкий
Комментарии