Михаил Фрунзе. Неизвестный палач

На модерации Отложенный



Вопрос о возвращение имени героя гражданской войны Михаила Фрунзе улице Заки Валиди периодически поднимают башкирские коммунисты, в тоже время многие уфимцы желают вернуть спорной улице дореволюционное название - Ильинская.

В оценке Фрунзе коммунисты опираются на старый, времен СССР, идеализированный образ. Одной из причин восхождения Фрунзе, стал закат Троцкого. В середине 1920-х Троцкий проиграл в борьбе за власть Сталину, с этого времени Фрунзе посмертно превращается в героя гражданской войны № 1. Вместе с Троцким из советской истории вычеркнули перешедших на сторону большевиков царских генералов, под началом которых Фрунзе побеждал. Действительно, как бывший студент мог руководить армиями и фронтами?

Открытые архивы и новые исследования дают повод усомниться в чести Фрунзе, именем которого были названы сотни объектов в СССР, включая горную вершину на Памире и мыс на архипелаге Северная земля. Речь идет о красном терроре в Крыму.

7 ноября 1920 года, к трехлетней годовщине Октябрьской революции, Красные армии начали штурм крымских укреплений, за которыми находились остатки Белой армии генерала Врангеля. Командующий Южным фронтом Фрунзе имел многократное превосходство и директиву приступить "к овладению Крымским полуостровом атакой открытой силой, не останавливаясь перед жертвами».

11 ноября. Измотав белых массированными атаками, красные захватили удобные для обороны узкие крымские перешейки, через них на полуостров стала вливаться конница Буденного, Миронова, Махно. К вечеру Врангелю стало ясно, что Крым не удержать, он отдает приказ на эвакуацию "оторвавшись от противника, идти к портам для погрузки... Тяжести все оставлять, в том числе и артиллерию... коннице прикрыть уходящие части".
Радиостанции Белой армии принимают обращение Фрунзе к Врангелю: "Ввиду явной бесполезности дальнейшего сопротивления Ваших войск, грозящего лишь бессмысленным пролитием новых потоков крови, предлагаю Вам немедленно прекратить сопротивление и сдаться со всеми войсками армии и флота, вооружением и всякого рода военным имуществом.В случае принятия Вами означенного предложения Реввоенсовет армии Южного фронта на основании представленных ему центральной Советской властью прав гарантирует сдающимся, включительно до лиц высшего комсостава, полное прощение в отношении всех поступков, связанных с гражданской борьбой. Всем не желающим остаться и работать в социалистической России будет дана возможность беспрепятственного выезда за границу при условии отказа на честном слове от дальнейшей борьбы против рабоче-крестьянской России и Советской власти.
        Ответ ожидаю до 24 часов 11 ноября с. г. Моральная ответственность зо все возможные последствия, в случае отклонения делаемого честного предложения, падет на Вас".



Cцена из кинофильма "Бег" (1970 г.), где Фрунзе показан в авангарде наступающей армии вызывает улыбку, когда знаешь, что в действительности он обращался к Врангелю, находясь далеко от линии фронта в городе Мелитополь, и вряд ли страдал от дискомфорта.

12 ноября. Телеграмма Ленина - Фрунзе: «Только что узнал о Вашем предложении сдаться. Крайне удивлен непомерной уступчивостью условий. Если противник примет их, то надо реально обеспечить взятие флота и невыпуск ни одного судна; если же противник не примет этих условий, то, по-моему, нельзя больше повторять их и нужно расправиться беспощадно».

Фрунзе - Ленину: "Задачей войскам поставил молниеносными ударами довершить разгром и ни в коем случае не допустить его посадки на суда. Надеюсь, что в 7-дневный срок, считая с 13 ноября, мы будем в Севастополе. Для помехи эвакуации морем отдал приказ выйти к Севастополю нашей единственной подводной лодке".

Последний приказ Врангеля: "Русские люди. Оставшаяся одна в борьбе с насильниками, Русская армия ведет неравный бой, защищая последний клочок русской земли, где существует право и правда. В сознании лежащей на мне ответственности я обязан заблаговременно предвидеть все случайности.
  
По моему приказанию уже приступлено к эвакуации и посадке на суда в портах Крыма всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага.
  
Армия прикроет посадку, памятуя, что необходимые для ее эвакуации суда также стоят полной готовности в портах, согласно установленному расписанию. Для выполнения долга перед армией и населением сделано все, что в пределах сил человеческих. Дальнейшие наши пути полны неизвестности.
    Другой земли, кроме Крыма, у нас нет. Нет и государственной казны. Откровенно, как всегда, предупреждаю всех о том, что их ожидает. Да ниспошлет Господь всем силы и разума одолеть и пережить русское лихолетье".


Одновременно вышло уведомление Правительства населению: "Ввиду объявления эвакуации для желающих офицеров и их семейств, других служащих правительство юга России считает своим долгом предупредить всех о тех тяжелых испытаниях, какие ожидают уезжающих из пределов России. Недостаток топлива приведет к большой скученности на пароходах, причем неизбежно длительное пребывание на рейде в море. Кроме того, совершенно неизвестна судьба отъезжающих, так как ни одна из иностранных держав не имеет никаких средств для оказания какой-либо помощи как в пути, так и в дальнейшем. Все это заставляет правительство советовать всем, кому не угрожает непосредственная опасность от насилия врага, остаться в Крыму".

13 ноября. Приказ Фрунзе: "Начвоздухофлота Южфронта, после занятия нами ст. Джанкой, срочно образовать в районе последней передовую авиабазу, откуда организовать ежедневные налеты на порты Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия и другие с задачей бомбометания, не давая противнику производить планомерную эвакуацию".
13 - 16 ноября. Белые части отходят к портам, где садятся на корабли. Крым покидают около 70 тысяч солдат и офицеров, и столько же гражданских лиц.
Исход

Автор картины "Белая Россия. Исход" приукрасил обстановку, на деле корабли были перегружены, некоторые настолько, что люди стояли на палубах, не имея возможности сесть. В эмиграции они будут поднимать экономику Европы. Вот как Нина Берберова описала рабочий день вблизи Парижа на заводе “Рено”:

«Гудит заводской гудок. Двадцать пять тысяч рабочих текут через широкие железные ворота на площадь. Каждый четвертый чин - Белой армии, воинская выправка, исковерканные работой кисти рук... Люди семейные, смирные, налогоплательщики и читатели русских ежедневных газет, члены всевозможных русских военных организаций, хранящие полковые отличия, георгиевские кресты и медали, погоны и кортики на дне еще российских сундуков, вместе с выцветшими фотографиями, главным образом групповыми.

Про них известно, что они а) не зачинщики в стачках, б) редко обращаются в заводскую больничную кассу, потому что у них здоровье железное, видимо, обретенное в результате тренировки в двух войнах большой и гражданской, и в) исключительно смирны, когда дело касается закона и полиции: преступность среди них минимальна. Поножовщина исключение. Убийство из ревности одно в десять лет. Фальшивомонетчиков и совратителей малолетних по статистике - не имеется.

Я видела их "в деле": льющих сталь в мартеновых печах, рядом с арабами, полуголых, оглушенных работой автомагических молотов, маневрирующих этими молотами, завинчивающих болты в бегущем конвейере, под свист трансмиссий, когда все дрожит вокруг и ходит ходуном и высокий потолок гигантского цеха не виден вовсе, так что кажется - все это ходит ходуном под открытым небом».


Какое применение большевики нашли тем, кто остался на родине? Это десятки тысяч людей, которых можно разделить на группы: 1) надеялись на амнистию, 2) не знали за собой вины, 3) не хватило места на пароходах.



Очень многие рассуждали как Александр Барт, занимавший до революции крупные посты в казначействе России, а в сентябре 1920-го принявший от Врангеля должность министра финансов. Накануне прихода красных Барт говорил: "Я решил остаться, так как ехать некуда. Нужно смотреть прямо в глаза действительности: борьба кончилась и большевистская власть укрепилась надолго. Это тяжело, но что же делать, нужно как-то приспосабливаться. К тому же я почти уверен, что мне лично никакая опасность не угрожает. Ведь уже прошлый раз большевики в Крыму почти не казнили, а теперь, окончательно победив своих противников, они захотят показать себя милостивыми".

16 ноября. Красная армия вошла в опустевшие порты Крыма . Это день окончания Гражданской войны на европейской части России.

Крым ноябрь 1920

оригинал карты

17 ноября в Крым прибыл Михаил Фрунзе. Из победного приказа: "Никакие преграды и укрепления не могли остановить победного марша наших армий. Отчаянное сопротивление противника на юшуньских позициях было сломлено и части 51, 15 и Латышской дивизий 12 ноября вошли в Крым... Один за другим пали Симферополь, Феодосия, Севастополь и Керчь. .. Авантюрист барон бежал в Константинополь, бросив свои войска и предоставив каждому устраиваться кто как сможет… Да здравствует конечная мировая победа коммунизма!"
В тот же день объявлена регистрация всех служивших в Белой армии. В случае уклонения - расстрел. В регистрационные пункты выстроились длинные очереди.
Немного о населении Крыма. Видя развал государства, с Февраля 1917-го сюда начали стекаться беженцы со всей России, ища приют и безопасность. Это бывшие чиновники центральных и губернских учреждений, служащие предприятий, отставные военные, интеллигенция. Весной 1920 г. Врангель провел в Крыму мобилизацию мужчин с 16 до 48 лет. Кто по состоянию здоровья был не годен к войне, пошли служить в госпитали, снабжение, охрану внутреннего порядка. В условиях военного времени и перенаселения, работа связанная с армией для многих стала единственным средством для пропитания.

22 ноября. В Симферополе, где расположился штаб Фрунзе, из пулеметов расстреляно 1128 человек. Дел нет, есть только расстрельные списки на 117, 154 и 857 лиц. Из последнего известно, что там было: 2 генерала, 54 полковника, 8 подполковников, 92 капитана, 145 поручиков, 313 подпоручиков, 27 прапорщиков, 9 фельдшеров военных лазаретов, 16 корнетов, 191 военный чиновник. Они остались в центре полуострова, хотя имели возможность идти к портам на корабли.

Невозможно разом уничтожить такое количество людей, чтобы их жены и родственники не стали досаждать покорителю Крыма. Очевидно Фрунзе как-то с ними справлялся.

24 ноября. В Симферополе расстреляно 244 человека, в том числе упоминаемый выше Александр Барт. Это без учета махновцев, которых расстреливали отдельно (по соглашению Ленина с Махно, которое от имени советской власти подписал Фрунзе, Повстанческая армия Махно воевала с Врангелем на стороне красных. После взятия Крыма, Фрунзе объявил союзников вне закона. Из крымского капкана вырвалась лишь малая часть).

25 ноября. За взятие Крыма ВЦИК (Ленин и др.) награждает Михаила Фрунзе почетным оружием - шашкой в золотой оправе с надписью «Народному герою».

28 ноября. Станция Джанкой. “Я Начальник Крымской Ударной Группы 2-го пункта ПЕТРОВ и помощник... т. КАЛЯЕВ и уполномоченный Начособотдарма 13 т. ДАЛЬСКИЙ, разсмотрев список и анкеты всех Врангельских офицеров и принимая во внимание, что все эти лица будучи в рядах белой армии Корниловцы, Дроздовцы и Марковцы, принимавших деятельное участие в укреплении Сивашских и Перекопских районов, наносившие вред Рабоче-Крестьянской Власти, постановили: Всех Врангельских офицеров, как вредный элемент, мешающих строительству Рабоче-Крестьянской Республики, в количестве ТРИСТА ДВАДЦАТЬ человек «РАЗСТРЕЛЯТЬ».

3 декабря Фрунзе получает повышение по службе. Его переводят на Украину, но полуостров остается под контролем Фрунзе, т.к. новая должность называется командующий войсками Украины и Крыма.

8 декабря. Из донесения начальника Особого отдела 9-й стрелковой дивизии: "Керченский полуостров от Судака до Керчи включительно до настоящего времени занимала 9 дивизия, а по сему Особо отделению 9 дивизии пришлось при занятии произвести регистрацию в двух городах Керчи и Феодосии всех оставшихся белогвардейских офицеров и чиновников….
1. Из зарегистрированных и задержанных в Феодосии белогвардейцев в количестве приблизительного подсчета — 1100, расстреляно 1006 человек…
2. Задержанных в Керчи офицеров и чиновников приблизительно 800 человек, из которых расстреляно около 700 человек…"


21 декабря под Ялтой, среди сотен других, расстреляна сестра милосердия Ирина Булгакова, тетя писателя Михаила Булгакова.

Жуткую хронику можно вести долго, поэтому переходим к весне 1921 года.

14 апреля. Москва. Из доклада “О положении в Крыму” представителя Наркомнаца Мирсаида Султан-Галиева: "Ненормальное состояние партийной организации в Крыму отразилось и на состоянии советской работы… Первой и очень крупной ошибкой в этом отношении явилось слишком широкое применение в Крыму красного террора. По отзывам самих крым­ских работников, число расстрелянных врангелевских офицеров достигает во всем Крыму от 20 до 25 тысяч. Указывают, что в одном лишь Симферо­поле расстреляно до 12 000. Народная молва превозносит эту цифру для всего Крыма до 70 000. Действительно ли это так, проверить мне не уда­лось... Такой бесшабашный и жестокий террор оставил неизгладимо тяжёлую реакцию в сознании крымского населения. У всех чувствуется какой-то сильный, чисто животный страх перед советскими работниками, какое-то недоверие и глубоко скрытая злоба".

26 апреля Находящийся в Крыму поэт Максимилиан Волошин написал стихотворение "Террор".
Собрались на работу ночью. Читали.Донесенья, справки, делаТоропливо подписывали приговорыЗевали, пили вино.
Утром раздавали солдатам водку.Вечером при свечеВызывали по спискам мужчин, женщин.Сгоняли на темный двор.
Снимали с них обувь, белье, платье.Связывали в тюкиГрузили на подводу, увозили.Делили кольца, часы.
Ночью гнали разутых, голыхПо оледенелым камнямПод северо-восточным ветромЗа город, в пустыри.
Загоняли прикладом на край обрыва.Освещали ручным фонарем.Полминуты стрекотали пулеметы.Доканчивали штыком.
Еще не добитых валили в яму,Торопливо засыпали землей,А потом, с широкой русской песнейВозвращались в город домой.
А к рассвету пробирались к тем же оврагамЖены, матери, псы.Разрывали землю, грызлись из-за кости,Целовали милую плоть.
Окраины Симферополя, – рассказывал очевидец, – были полны зловония от разлагавшихся трупов расстрелянных, которых даже не закапывали в землю, а курсанты кавалерийской школы (будущие красные командиры) ездили за полторы версты от своих казарм выбивать камнями золотые зубы изо рта казненных.

Я не стал приводить зверства победителей в первые сутки захвата Крыма,  это можно списать на неконтролируемую стихию войны. Но чем оправдать растянутое на месяцы целенаправленное, методичное уничтожение собственного народа? Первоначально расстрелами занимались армейские части, а после создания КрымЧК военные "работали" вместе с чекистами. Фрунзе напрямую не руководил террором, он лишь поощрял лучших палачей.
Так, представляя летом 1921 года к боевому ордену Красного знамени товарища Евдокимова очистившего “Крымский полуостров от оставшихся там для подполья белых офицеров и контрразведчиков, изъяв до 30 губернаторов, 50 генералов, более 300 полковников, столько же контрразведчиков и в общем до 12 000 белого элемента”, Фрунзе в наградном листе пишет: : «Считаю деятельность т. Евдокимова заслуживающей поощрения. Ввиду особого характера этой деятельности проведение награждения в обычном порядке не совсем удобно».