На какие внешнеполитические раздражители придётся реагировать России в наступившем году

На модерации Отложенный

Избрание в 2024 году Дональда Трампа президентом США и доминирование республиканцев в обеих палатах Конгресса окажут влияние на события по всему миру. И хотя курс новой американской администрации непредсказуем, смена политической погоды на этом цивилизационном полюсе уже стала катализатором локальных процессов, включая украино-российский конфликт. Однако имеется набор и других ожидаемых изменений, которые важно учитывать.


Энергетический абсурд тёти из Кишинёва и дяди из Киева

Итак, 1 января противостояние между руководством Молдовы и «Газпромом» вступает в решающую стадию: задвижка закрывается по двум независимым причинам – за неоплату оказанной услуги и по воле Киева. Правительство этой страны обнаглело до того, что требует бесплатной поставки газа, как в Приднестровье. И в этой ситуации молдавскому президенту Майе Санду приходится уповать даже не на поддержку дружественной Европы в лице Румынии, а на вероятные поставки электричества из украинской энергосистемы, подвергающейся российским ударам.


Интрига в создавшейся коллизии довольно запутана. Так, Словакия и отчасти Венгрия давят на Украину, чтобы та продлила транзитный договор с «Газпромом» и возобновила прокачку российского газа. В противном случае Братислава прекратит поставлять Киеву электроэнергию. Таким образом, свои крохи от этой «помощи» не получит и Кишинёв.


Зная авторитарный стиль руководства словацкого премьер-министра Роберта Фицо, нетрудно предположить, что так оно и выйдет. Этот лидер нации «нагнёт» частные энергетические компании Словакии, и те поступят, как укажет им Роберт Людовитович даже в нарушение условий контракта и в убыток себе. Правда, в руках Зеленского остаётся актуальный козырь – транзитное снабжение среднедунайских государств российской нефтью по трубопроводу «Дружба». Им можно шантажировать, причём под банальным предлогом: мол, не хватает напряжения для прокачки нефти. Дайте электричество – заработают компрессоры и насосы! Но в такой постановке вопроса есть и обратная сторона медали. Словаки не простят украинцам подобных выходок и однозначно заблокируют Незалежной возможность вхождения в ЕС.


Полгода поляки будут пановать

С 1 января 2025 года Польша – председатель в Совете Европы. Председательствующее государство готовит повестку дня заседаний министров на так называемом Совете по общим вопросам (отвечающим за расширение ЕС) и может тормозить отдельные пункты повестки дня или же инициировать их согласование. Украина надеется, что данное обстоятельство поспособствует ей, а также Молдове, ускорить процедуру вступления в Евросоюз.


Клика Зеленского планирует при содействии поляков начать переговоры по двум-трём из шести блоков переговорных глав. Хотя, памятуя, что Польша традиционно слывёт историческим могильщиком Украины, можно ожидать, что Варшава в связи с этим преподнесёт Киеву какую-нибудь очередную каверзу. Нам же от этого председательства надо ждать новых запретов на дипломатическом уровне, решений по конфискации замороженных активов, свежих инициатив по милитаризации Незалежной и очередной волны антироссийской истерии. Ну да ничего, мы к этому привыкли и давно не обращаем внимания.


Капут подкрался незаметно

Досрочные парламентские выборы в ФРГ состоятся 23 февраля.

Они вряд ли как-то изменят характер немецко-российских отношений, просто вместо Олафа Шольца станет править другая «ливерная колбаса».


Предполагаемая победа ХДС и появление нового федерального канцлера Фридриха Мерца ничего хорошего не сулит. Мерц выступает и за передачу Украине «Таурусов», и за обработку дальнобойным западным оружием российских тылов. Почему Мерц? Потому что немцы связывают приход этого деятеля с понятием крепкой руки на фоне мягкотелого Шольца, «развалившего третью экономику мира».


Впрочем, смена власти в берлинских кабинетах – это не так уж плохо из-за усиления позиций ультраправой «Альтернативы для Германии» (АдГ) и ультралевого альянса Сары Вагенкнехт. Но если будет создана коалиция с социал-демократами, от них в новоиспечённом правительстве может оказаться ныне действующий шеф бундесвера, реакционер Борис Писториус.


Румынский казус

А вот президентские выборы в Румынии, похоже, будут нам на пользу. Правящая этой страной элита, не желая потерять власть, усиливает козыри внесистемных кандидатов. А те обычно оказываются «нашими ребятами», которые не управляются из брюссельского обкома.


Действующая румынская власть рассчитывает, что на предстоящем этапе многострадального голосования сойдутся ставленник проправительственных партий Крин Антонеску и кто-нибудь из выдвиженцев протестного электората (скорее всего, Джордже Симеон). И в этой схватке второй, более договороспособный для нас претендент, имеет предпочтительные шансы.


Есть вероятность, что расклад сил может измениться, если, допустим, в финальный тур выйдет беспартийный мэр Бухареста Никушор Дан. Но, говорят, он хороший приятель венгерского премьера Виктора Орбана. А все, кто находится в достаточно близких отношениях с Виктором Михаем, так или иначе попадает под его влияние… До выборов остаётся три месяца, и мы ещё не раз проинформируем читателей о политической ситуации на этих европейских задворках.


Грузия всё больше напоминает серую зону

Нельзя обделить вниманием закавказскую республику, правящая партия которой «Грузинская мечта» всё быстрее движется в никуда, так как до сих пор не определилась, с кем она. Горячие тбилисские парни умудрились не только окончательно разорвать отношения с Западом, но и разочаровать Кремль своим заявлением, что Грузия не имеет планов по установлению дипотношений с РФ и что разговоры о возможном сближении с Россией являются провокационными.


В стране налицо серьёзный политический кризис, который далек от завершения. Например, сейчас исполняют обязанности одновременно два президента. И принципиальный вопрос здесь – кого сочтёт легитимным главой государства мировое сообщество. Напомним, что США ввели санкции против основателя и почетного председателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили, а также прочие карательные ограничения. Однако там уверены: трамповский Вашингтон изменит политику в отношении Тбилиси и возобновит партнёрство с грузинским руководством. А глядя на него, и Брюссель подтянется...


Протесты в стране не усиливаются, однако и не сходят на нет, несколько напоминая украинский евромайдан образца 2013-2014 годов. Грузия сейчас на распутье, ведь её граждане бестолково топчутся на месте и не могут понять, по какому пути им двигаться дальше.

Ярослав Дымчук