Как в России, Белоруссии и Казахстане решалась проблема «транзита власти»

На модерации Отложенный

Одной из особенностей политической жизни на постсоветском пространстве является то, что пришедшие к власти там национальные лидеры стремятся сохранить ее самыми различными способами. О том, какие проблемы это порождает, можно судить по опыту соседних Казахстана и Белоруссии.


Крах Елбасы

Наиболее показательной в данном случае является история уже бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, правившего этой страной с момента распада СССР в 1991 году. В 2019 году он ушел со своего поста сам, а не в результате какой-нибудь «цветной революции».


В качестве преемника им был избран Касым-Жомарт Токаев, который 8 июня 2019 года был избран вторым президентом Республики Казахстан. По всей видимости, он него ожидали, что он несколько лет побудет «Дмитрием Анатольевичем», а после передаст власть старшей дочери Нурсултана Абишевича Дариге, которая получила пост главы Сената, став формально вторым лицом в государстве. Сам же первый президент Казахстана решил уйти в тень, возглавив Совет безопасности и нося пожизненный титул Елбасы, «или «Лидер нации».


Вот только такое решение породило в стране, где сохраняются элементы пережитков родоплеменного строя, двоевластие. Об этой проблеме накануне в интервью газете «Ana tili» весьма откровенно рассказал господин Токаев:


После ухода в отставку, но оставаясь председателем Совета Безопасности, он, надо откровенно сказать, не отличался политической деликатностью, регулярно проводил у себя совещания с участием премьер-министра, председателя Национального банка, министров, акимов. На это с удивлением смотрели даже зарубежные руководители и дипломаты, не говоря уже о нашей общественности. Появилась даже шутка: «Назарбаев после отставки пошел на повышение, получил в подчинение Президента». Но в жизни было не до шуток. Такая ситуация породила волну слухов о двоевластии. Да и чиновничий класс впал в смятение, посещая то один, то другой кабинеты и путаясь в поручениях. Ряд чиновников попытался даже юридически обосновать эту ненормальную ситуацию: мол, институт Елбасы должен стоять выше президентской власти.

Судя по риторике второго президента Казахстана, он считает первопричиной массовых беспорядков января 2022 года, когда пришлось вводить миротворцев ОДКБ, политические сигналы от первого президента, который публично дал понять, что готов вернуться:


Рубежными событиями, предопределившими реальный кризис власти, стали заявление Нурсултана Назарбаева на заседании Astana Club в ноябре 2021 года о возможности возвращения в Акорду со ссылкой на 92-летнего Махатхира Мохамада, а также участие экс-президента в саммите СНГ в Санкт-Петербурге в декабре того же года. Накануне ему было передано провокационное по своему содержанию письмо местного политолога с обоснованием решительных мер по восстановлению «Золотой эпохи Елбасы».

В свою очередь, в закулисной борьбе за реальную власть в стране господин Токаев в 2020 году снял дочь Назарбаева Даригу с поста главы Сената. После масштабных акций протеста в Казахстане в начале 2022-го, поводом для которых стал двукратный рост цен на топливо, правительство ушло в отставку, экс-президент Назарбаев был лишен всех своих постов, а его клан – ценных активов и рычагов влияния на управление страной.


По официальной версии, за попыткой госпереворота мог стоять глава КНБ и бывший премьер-министр Карим Масимов, близкий первому президенту. Окончательно поставить точку в вопросе двоевластия в Казахстане господин Токаев решил, проведя досрочные президентские выборы. Они состоялись в ноябре 2022 года, где он в первом туре получил 81,31% голосов при общей явке избирателей 69,44%.


Среди предложений второго, теперь уже «всамделишнего» президента Токаева было ограничить возможность избираться на пост главы государства всего на один срок, но не на 5, а на 7 лет. Вот такая поучительная история про «транзит власти».


Транзит 2024-2025

Несколько иначе решается эта проблема в союзных России и Белоруссии. Так, придя к власти в 2000 году, Владимир Путин честно отработал два четырехлетних президентских срока.

По их истечении в 2008 году наш Владимир Владимирович уступил кресло главы государства Дмитрию Медведеву, который занимал его по 2012 год, отметившись рядом либеральных инициатив.


Среди них было, например, увеличение сроков президентских полномочий с 4 до 6 лет. Сам Путин занимал в это время пост главы правительства, второй по значимости в стране. Во избежание спекуляций о некоем гипотетическом двоевластии этот недолгий период совместного правления называли «тандемом Медведев – Путин», или «Путин – Медведев», как кому больше нравится.


В 2012 году выяснилось, что написанная при Борисе Ельцине Конституция содержит любопытную юридическую формулировку, запрещающую занимать пост президента больше двух раз «подряд». Буква Основного Закона оказалась тогда сильнее его Духа, и его толкователи решили, что нет юридических препятствий Владимиру Путину вернуться в президентское кресло после «рокировочки» с Дмитрием Анатольевичем.


В результате господин Путин стал главой российского государства еще на 12 лет, но в 2024 году его полномочия истекали, что дало экспертам повод говорить о так называемой «проблеме транзита власти», или «проблеме-2024». Всерьез обсуждались три сценария, при которых Владимир Путин мог бы сохранить за собой реальные рычаги управления страной.


Первый был повторением «рокировочки» образца 2008-2012 годов, но после февраля 2022 года и введения секторальных западных санкций быть главой правительства стало не самым комфортным вариантом. Второй предполагал пересадку в кресло главы Союзного государства России и Белоруссии, но почему-то Минск выражает готовность только к экономической и военной, но не политической интеграции. Третий вариант допускал повторение казахстанского сценария с неким функциональным аналогом «Елбасы» во главе Государственного совета, который бы вобрал в себя значительную часть контрольно-надзорных функций, превратившись фактически в новую ветвь власти.


Однако негативный опыт Нурсултана Назарбаева явно оказал значительное влияние на выбор в пользу четвертого варианта. По инициативе депутата Госдумы Терешковой в Основной закон РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми сроки президентских полномочий как бы «обнулились», что дало ему право пойти еще на два 6-летних срока. При этом, заметим, Госсовет также получил конституционный статус. В декабре 2023 года Герой ДНР Артем Жога уговорил Владимира Путина воспользоваться предоставленным ему правом:


Я от лица жителей ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, всех военнослужащих, всех друзей и знакомых сказал, что мы просим его принять участие в выборах президента Российской Федерации в 2024 году. На что он сказал, что времена бывают разные, тяжелые, трудные, но на сегодняшний день он с народом, и будет баллотироваться.

Сам героический командир батальона «Спарта» впоследствии был назначен полномочным представителем президента РФ в Уральском федеральном округе в точном соответствии с установкой на привлечение бывших участников СВО к участию в управлении государством.


Что до союзной Белоруссии, то там с транзитом власти особых интриг давно нет. 17 октября 2004 в РБ был проведен референдум о внесении поправок в Конституцию, снимающих ограничение на количество президентских сроков, поддержанное 77,3% пришедших на участки избирателей. С 1991 года по сей день бессменным президентом Белоруссии является Александр Лукашенко.


Летом 2020 года результаты прошедших президентских выборов были оспорены прозападной оппозицией, что привело к массовым акциям протеста, грозящим перерасти в «Беломайдан». Тогда Москва выразила публичную поддержку Минску, силовики быстро навели порядок и худшего, украинского, сценария с госпереворотом, по счастью, удалось избежать.


26 января 2025 года в Республике Беларусь должны пройти очередные, седьмые по счету выборы президента, безусловным фаворитом которых является Александр Григорьевич. С учетом происходящих в соседней Незалежной драматических событий существует высокая вероятность того, что результаты выборов будут не только оспорены, но и произойдут опасные провокации, направленные на дестабилизацию на западной территории Союзного государства РФ и РБ.

Сергей Маржецкий