Кровавая пятница, кровавый Ленин
На модерации
Отложенный
Отменить республиканские преобразования Керенского новая власть не удосужилась. Возможно, от огорчения, поскольку результаты выборов большевиков совсем не порадовали. Из 808 предполагавшихся депутатов избрано было 707. Расклад сил оказался таков: 410 мест досталось эсерам, 175 большевикам, 86 мандатов получили представители "национальных групп", в том числе значительная украинская группа, настроенная резко антибольшевистски, 17 мест досталось Партии народной свободы (кадетам), еще 16 ― меньшевикам. Даже с учетом фракции левых эсеров, выступавших в ту пору союзниками большевиков, говорить об успехе было нельзя.
Ленин жестко намекал, что просто так с властью расставаться не намерен. Для начала были арестованы депутаты Партии народной свободы. Но прочие намек не восприняли. Тогда Владимир Ильич намекнул открытым текстом. 13 (26) декабря в "Правде" появилась ленинская статья "Тезисы об Учредительном Собрании". В ней в частности говорилось:
Попытка, прямая или косвенная, рассматривать вопрос об Учредительном Собрании с формально-юридической стороны, в рамках обычной буржуазной демократии, была бы изменой делу пролетариата, ошибкой, в которую впадают немногие из верхов большевизма, не умеющих оценить октябрьского восстания и задач диктатуры пролетариата.
Роль для Учредительного собрания определялась недвусмысленно ― из прим в кордебалет. Ему оставалось только сделать "безоговорочное заявление... о признании Советской власти, Советской революции" и тихо сойти со сцены.
Перед открытием Собрания в "Известиях" был опубликован текст ленинской декларации, которую большевики собирались предложить. Там говорилось:
Поддерживая Советскую власть и декреты Совета народных комиссаров, Учредительное Собрание считает, что его задачи исчерпываются установлением коренных оснований социалистического переустройства общества.
Большинство депутатов Учредительного Собрания так не считали, о чем совершенно открыто заявили при открытии первого заседания.
А на улицах города в это время происходило действо, вполне достойное войти в историю как "кровавая пятница".
На тех же улицах, где было разогнано шествие с петицией к царю, теперь расстреливались люди, желавшие приветствовать открытие Учредительного Собрания. Массовые столкновения со стрельбой происходили на Литейном проспекте, Кирочной, Фурштадтской и Садовой улицах, в Саперном и Гродненском переулках и в иных местах столицы. Количество жертв значительно превысило легендарный штурм Зимнего: 21 человек был убит, десятки ранены. В 1905 году "царские сатрапы" все же не использовали против народа пулеметы.
А в Таврическом дворце на первом заседании Учредительного Собрания шли политические баталии: Ленина и его сторонников выслушали, сочли их позицию неприемлемой и продолжили работу по намеченному плану. Большевики покинули заседание, после чего там не стало кворума. Однако собрание продолжалось даже после легендарной фразы матроса Железняка "Караул устал". Но в конце концов депутаты разошлись, намереваясь завтра вернуться. Однако им не суждено было собраться вновь: поутру Таврический дворец плотно оцепили большевистские отряды, усиленные броневиками. В ночь с 5-го на 6-е января 1918 года с прежним миром, его законами, легитимностью и преемственностью власти было покончено.
Комментарии