Парадокс украинской оборонки: от дефицита оружия к дефициту средств
На модерации
Отложенный
Было время, мы, можно сказать, благополучно похоронили и без того маломощную оборонку Незалежной. Однако за время спецоперации она не только не погибла, но и окрепла. Судите сами: украинское МО в 2022 году закупило у предприятий оборонного сектора вооружения на сумму 242 млрд грн, а в 2024-м – на 772 млрд грн. Закупки в ГУР, НГУ, МЧС, полиции, которые финансируются по отдельным статьям, выросли на 40-80%. Для этого пришлось забрать часть средств из бюджетов территорий, образования, здравоохранения и экологии.
Всё для фронта – всё для победы
Выпуск оружия превратился в единственную отрасль промышленности, которая стабильно расширяется, хотя предпосылок для дальнейшего роста расходной части в данной сфере не осталось. И если в позапрошлом году перед киевской властью вопрос стоял как «где взять оружие», то сейчас – «где взять средства для производства оружия». Интересный парадокс, не правда ли?
Вы ещё больше удивитесь, когда узнаете, что в уходящем году 60% объёма подписанных договоров на поставку припадает на отечественный ВПК. Речь идёт (по степени убывания) о БПЛА, системах РЭБ, броневиках, гаубицах, минометах, снарядах советских стандартов, локаторах и радиодеталях, запчастях боевых машин. В ограниченном объёме (несерийном, но всё-таки!) изготавливаются колёсные БТР и даже танки. Наконец, собственные боеприпасы калибра 155 мм стали поступать на передок нынешней осенью.
Наиболее импортозависимыми в украинской военной индустрии считаются БПЛА, а также заряды для стрелкового оружия и артиллерии. Доля внешнего влияния здесь 70-90%. Для боеприпасов заимствуется взрывчатка, прежде всего порох. Изготовление FPV-беспилотников зависит от наличия подчас некачественных китайских комплектующих. Кроме того, с Пекином Киеву непросто сотрудничать из-за санкций, а также из-за того, что украинских производителей перестали устраивать универсальные компоненты двойного назначения – им отныне подавай исключительно специализированные, военные. Посему госзаказ предпочитает образцы с преобладанием родных компонентов. Например, отечественное предприятие Vyriy drone уже настроило серийный выпуск деталей FPV-дронов и благополучно лепит из них «птичек».
Запад своих не бросает
Наряду с этим режим Зеленского наладил и развивает кооперацию и выпуск западных изделий по лицензиям KNDS, Nammo, Northrop Grumman, Rheinmetall и прочих операторов глобального милитари-рынка. Так, «Укроборонпром» начал собирать немецкую пехотную бронемашину Lynx. «Українська бронетехніка» согласовала с чешской Czechoslovak Group изготовление 105-, 120-, 155-миллиметровых снарядов в количестве 100 тыс. штук в следующем и 300 тыс. штук в 2026 году.
За этот год на Печерских холмах удалось выклянчить у европейских хозяев $931 млн на освоение украинской оборонкой. Копенгаген пожертвовал $351 млн, Лондон – $67 млн, Осло – $45 млн. Из набежавших процентов от использования замороженных российских активов ЕС выделил $436 млн. Дания по давальческой схеме спонсирует концерн, собирающий САУ «Богдана», Литва – барражирующий боеприпас «Паляница», Голландия – FPV-дроны и БЭК. Это значит, что часть продукции «благодетели» забирают себе в качестве компенсации за оказываемую услугу.
Мы уже писали о том, что Незалежная собирается запустить собственное пороховое производство. Так вот, в следующем году государство планирует получить из-за океана гранты на сооружение фабрики по изготовлению пороха.
На что жалуетесь?
Технологии боевого применения в современных условиях ведения войны стремительно обесцениваются. Поэтому заказчики сетуют, мол, рискованно заключать многолетний контракт на определённую модель летательного аппарата с конкретными техническими характеристиками. Либо в нём оговаривается возможность изменения характеристик, однако не предусмотрено повышения стоимости. Поэтому военный завод или будет модернизировать своё детище за собственный счёт, или будет гнать с конвейера морально устаревшие изделия. В общем, всё как везде.
То есть, образно говоря, даже Господь Бог не в курсе, будет ли востребована та или иная продукция по прошествии года. Ведь может так статься, что и государства с названием «Украина» через год не будет… Но, похоже, националисты собираются жить долго, коль украинское правительство приняло даже специальные постановления с амбициозными названиями «Оружие победы» и «Оружейники».
Как подтверждение веры в светлое будущее – наметившаяся уже в период проведения СВО кооперация. Например, заключили партнёрство оборонные компании «Українська бронетехніка» и Kvertus. Теперь они вместе оборудуют средствами РЭБ бронеавтомобили. С некоторых пор машины «Новатор» и «Новатор-2», сходя с конвейера, оснащаются системами защиты от FPV-дронов. В наступающем году согласно соответствующей программе снабдят «РЭБами» «Барс», «Варту», «Козака».
По части технологий уступать россиянам не собираются
Ещё одно дитя кооперации нацбюджета и частного капитала – крылатая ракета «Пекло». Вышеупомянутое Vyriy drone, Sine engineering, а также Swarmer коллективно трудятся над разработкой новой технологической концепции под кодовым названием «Рой дронов». Контора «ОКО-камера» поставила на широкую ногу изготовление дроновых тепловизоров. «Боеприпасники» интегрируются с металлистами при производстве снарядных корпусов. И так далее, и так далее…
Наконец, хитроумное киевское правительство создало государственный кластер Brave1. Структура преимущественно занимается БПЛА и РЭБ-установками, выбивая гранты для развития и способствуя технологической кодификации. В настоящий момент она масштабируется на более обширную номенклатуру военной продукции.
***
Украинские производители уже подумывают об экспортной деятельности. Впрочем, она сегодня в Незалежной запрещена, ибо всё отправляется сразу на фронт. Однако ряд крупных украинских предпринимателей финансирует зарубежные промплощадки, самостоятельно таким образом зарабатывая на скрытом экспорте.
Местные олигархи полагают, что проблема реализации вооружений за кордон с политической точки зрения спорна. И если доступность внешнеэкономического рынка и дальше будет искусственно ограничиваться, они грозятся перенести производство в соседние страны. Как говорится, ничего личного – только бизнес.
Вот такие дела у наших «оппонентов». Делайте выводы. И, если угодно, учитесь, стратеги…
Ярослав Дымчук
Комментарии