Сталинская премия

На модерации Отложенный

Сталинская премия, учрежденная 20 декабря 1939 года, в честь 60-ти летия Сталина и изначально называлась Премия имени Сталина.
Совет Народных Комиссаров СССР тогда учредил 16 премий, которые присуждались ежегодно.

Кандидатуры лауреатов рассматривали 2 комитета.
Первый в области науки, военных знаний и изобретательства, второй в области литературы и искусства.
Премию могли получить представители физико-математических наук, технических наук, биологических наук, химических наук, медицинских наук, сельскохозяйственных наук, экономических наук, философских наук, историко-филологических наук, юридических наук.
А также архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, кинематографии, литературы, театрального искусства.

Сначала на заседаниях комитетов одновременно обсуждались и премии по науке и технике, и премии по искусству.
Но в будущем комитеты заседали отдельно.
При этом, после обсуждений, конечные решения по кандидатурам принимал лично Сталин.
Рассматривались лишь новые работы, законченные в год присуждения премий.
Предполагалось и материальное стимулирование лауреатов – за первую степень в размере 100 000 рублей, вторую в размере 50 000 рублей и третью в размере 25 000 рублей.

Для понимания, в те довоенные времена средняя зарплата рабочих находилась в переделах 200-300 рублей.
Откуда же брались деньги на Сталинские премии?
По одной версии из гонораров Сталина – так как он много и активно издавался, довольно серьезными тиражами, плюс получал зарплату, как секретарь ЦК и председатель СНК.
По другой версии, все гонорары и зарплаты Сталин «сдавал» в госбюджет.
Но тем не менее, через бюджет деньги все равно достигали лауреатов.

Атмосферу, царящую во время заседаний комитетов по Сталинским премиям, мы можем восстановить при помощи воспоминаний известного литератора Константина Симонова.
Сам Симонов был лауреатом 6 премий и описал в своей книге «Глазами человека моего поколения», некоторые характерные моменты, связанные с работой комитета в области искусства: «То, о чем шла, точнее, могла пойти речь на заседании в связи с представлениями Комитета по Сталинским премиям, Сталин, как правило, читал.
Не могу утверждать, что он всегда читал все.
Могу допустить, что он какие-то произведения и не читал, хотя это на моей памяти ни разу прямо не обнаружилось.

Все, что во время заседания попадало в поле общего внимания, в том числе все, по поводу чего были расхождения в Союзе писателей, в Комитете, в комиссии ЦК, — давать, не давать премию, перенести с первой степени на вторую или наоборот, — все, что в какой‑то мере было спорно и вызывало разногласия, он читал.
И я всякий раз, присутствуя на этих заседаниях, убеждался в этом.Когда ему приходила в голову мысль премировать еще что-то сверх представленного, в таких случаях он не очень считался со статусом премий».
Такой случай произошел и с повестью «Дни и ночи» Константина Михайловича: «В 46-м, когда я был в Японии, совершенно неожиданно для меня еще и за повесть «Дни и ночи», которую никто к премии — через 2,5 года после ее появления — не представлял, это произошло по инициативе Сталина».

При необходимости Сталин мог по своей инициативе поставить на обсуждение произведения достойных к выдвижению авторов.
Этот фактор позволяет справедливо назвать премию именем Сталина.
Сам Сталин говорил «что количество премий — элемент формальный и если появилось достойных премии произведений больше, чем установлено премий, то можно число премий и увеличить».
В те годы Сталин выдвигал и поддерживал ряд произведений на исторические темы.Для кино им была составлена целая программа, о каких исторических личностях и событиях необходимо снять фильмы.


Для Сталина, за произведениями, получившими премии, и за идеями о создании произведений о чем-то или о ком-то, стояли сугубо современные политические задачи.
Поэтому часть премий, например, по литературе, присуждалась за произведения необходимые в тот момент, но которые совершенно не известны сейчас, даже специалистам.Сталин полностью «рулил» в комитете и решал, кто достоин премии, а кто нет.
Но насколько он мог считаться достойным судьей советских талантов?
Чарльз Перси Сноу - английский писатель-реалист, физик, химик и государственный деятель писал о Сталине: «Он был куда более образован в литературном, чем любой из современных ему государственных деятелей.
В сравнении с ним Ллойд Джордж и Черчилль — на диво плохо начитанные люди.
Как, впрочем, и Рузвельт»…

«Западникам трудно представить, что, общаясь с советскими политиками и учеными, они попадают в общество, лучше образованное в литературном смысле, чем их собственное».
Еще Сноу отмечал близкие личные отношения политических лидеров с писателями в СССР, нехарактерные для западных лидеров.
Например, Горький был близок со Сталиным, а Шолохов с Хрущевым.
Чарльз Сноу также подтверждает слова Симонова, о том, что Сталин имел представление о всех номинантах на премию по литературе: «До сих пор выглядит несколько фантастичным, что – в дополнение к другим своим заботам и постам – Сталин возложил на себя обязанности Верховного Литературного Критика.
Но он и на самом деле читал рукописи большинства известных писателей до их публикации, частью по соображениям политическим, но, очевидно, и из чистого интереса тоже».

Исходя из своей идеологической программы, Сталин мог на этапе рукописи даже вмешаться в творческий процесс с правками.
Симонов вспоминает о таком случае с его пьесой «Чужая тень»: «Я сделал в финале пьесы исходившие от Сталина поправки, которые, повторяю, были мне по душе, сделал их буквально за один день, пьесу успели напечатать в 1-м, январском номере журнала «Знамя», после чего она была вместе с другими пьесами выдвинута, уже не помню кем — комиссией по драматургии или журналом — на Сталинскую премию».
Такие случаи случались и с другими, менее именитыми авторами.

В присуждении премий, часто вмешивались чисто политические моменты.
Например, причина снятия с обсуждения очень достойной книги «Югославская тетрадь» Николая Тихонова находилась не в плоскости литературы, а в обострении отношений между СССР и Югославией, а именно их лидером Иосипом Броз Тито.
На что Сталин сказал: «Товарища Тихонова мы не обидим и не забудем, мы дадим ему премию в следующем году за его новое произведение».
Ослабил «хватку» Сталин только в середине марта 1952 года (за год до его смерти).
Когда по состоянию здоровья Иосиф Виссарионович не смог вести заседания сам и передал бразды правления Маленкову.

Тогда впервые оказалось, что произведений, выдвинутых на премию третьей степени, вождь не читал.
Последние Сталинские премии были вручены в 1955 году.
После XX съезда КПСС, когда широким фронтом стартовала кампания по развенчанию культа личности, премию «закрыли», а на ее место, в 1956 году пришла по факту восстановленная Ленинская премия, вручаемая с 1925 по 1935 год.
В 1966 году была учреждена Государственная премия СССР, Все эти премии стали прообразом нынешней Государственной премии Российской Федерации -присуждаемой с 1992 года Президентом РФ.

Как бы то ни было, в независимости от перипетий, происходивших во время решений о премировании, такой способ поощрения деятельней науки и искусств все же лучше, нежели отсутствие премии вообще.
Сталин действительно разбирался, за что и кому давать премию, понимал, насколько этот труд будет важен для страны, в первую очередь с идеологической точки зрения.