Какая пенсия? Ты еще больничный и отпуск потребуй! «Огромным» зарплатам курьеров завидуют зря
На модерации
Отложенный
Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Отмечаемый в РФ 17 декабря День курьера подхлестнул волну исследований рекрутинговых сервисов о работе доставщиков. Одетые в разноцветные накидки, с коробами за плечами, пешие и «конные», они стали характерной приметой ландшафта повсеместно.
Отмечается, что курьеры вошли в топ-15 наиболее востребованных профессий в стране, обогнав программистов. Они могут получать в три-пять раз больше, чем школьные учителя. А скоро их зарплаты якобы взлетят до астрономических 300−400 тысяч рублей.
Согласно исследованию, курьеры занимают 2-е место (15,3%) по количеству негатива в соцсетях из-за своих высоких зарплат. На первом же месте с огромным отрывом оказались чиновники — 63,4%. Так не они ли ответственны за такой дисбаланс на рынке труда?
— Представления о зарплатах курьеров сильно преувеличены, — говорит руководитель исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru Наталья Голованова.
— Средняя зарплата пешего курьера в Москве за четыре года выросла на 100%, а программиста на 77%. Но тут наблюдается эффект высокой базы: 77% для изначально высокой зарплаты разработчика — это более существенный рост, чем 100% к более низкой зарплате курьера.
Хотя, конечно, рост зарплат курьеров впечатляет. Службы доставки могут поднимать выплаты, потому что нанимают самозанятых и таким образом экономят на налогах. Плюс накладывается бурное развитие электронной коммерции. Москвичи уже привыкли, что можно годами не выходить на улицу, получая всё на дом. Сейчас ещё добавляется фактор Нового года.
В итоге за 2024 год медианная зарплата пеших курьеров, в том числе на самокатах и велосипедах, поднялась на 14% - с 70 до 80 тысяч рублей. Автокурьеров — на 10% - со 100 до 110 тысяч рублей.
Максимальная же зарплата при полной занятости и выполнении огромного числа заказов для пеших курьеров сейчас достигает 140 тысяч рублей. Но это адова работа. Водители-курьеры, которых очень не хватает, получают до 220 тысяч рублей.
«СП»: Что если бурное развитие доставки связано с перестройкой экономики под цифровые форматы? Когда в каждом подъезде появятся постаматы, а по улицам во множестве побегут роботы, потребность в курьерах снизится…
— Судя по тому, как крупные сервисы доставки «пылесосят» базы рекрутинговых сайтов и уверяют, что готовы принять на работу буквально всех подряд, в ближайшее время вряд ли что-то сильно изменится.
При этом далеко не все готовы оставить свою квалифицированную работу и стать курьером. Согласно нашему опросу, среди тех, кто зарабатывает до 100 тысяч, перейти в курьеры ради увеличения зарплаты на четверть не готовы почти никто из женщин и мало кто из мужчин.
Они понимают, какой это специфический труд и насколько высококвалифицированная занятость принципиально отличается от развоза коробок на велосипеде с риском для жизни. Такого типа людям даже одеть на себя цветную накидку психологически непросто.
«СП»: Зато курьеры зашибают в пять раз больше учителей в провинции…
— В том, что у нас так хорошо развиты сервисы доставки, ничего плохого нет. Другое дело, что такая занятость конкурирует с квалифицированным трудом и нет другого выхода, как выравнивать ситуацию, иначе скоро наших детей некому будет учить.
Если молодые люди будут предпочитать квалифицированной занятости временную подработку курьером — например, чтобы заработать на «Айфон», а потом залечь с ним на диван, нам придётся беспокоиться о стимулах к полноценной регулярной занятости.
Сообщения в медиа о высоких зарплатах курьеров влияют на молодых. Они принимают это за чистую монету. По-моему стоит больше рассказывать о том, как работают те же программисты и что разрабатывать разные сервисы, в том числе курьерские, тоже надо.
«СП»: Квалифицированные работники должны быть рады такой накачке. Есть повод требовать повышения оплаты для выравнивания своего положения на рынке…
— По крайней мере это заставляет людей думать о перспективах.
По мнению председателя профсоюза «Новый труд» Дарьи Митиной, нужно не курьерскую зарплату «оскоплять», а другим профессиям платить больше.
— Говорят, курьеры вытягивают отовсюду кадры. Это полуправда. Согласно исследованию «Ромир», процент людей, пришедших в курьеры с реального производства, крайне мал (5−7%). Люди, работающие на производстве, в курьеры не пойдут. У них другая мотивация. Скорее, они будут перемещаться по горизонтали. Например, инженер госпредприятия уйдёт в частную корпорацию, где платят больше, но по той же основной своей профессии.
В курьеры же в основном идут студенты, люди, которые не могут найти стабильную работу или не хотят. Курьером может стать любой.
Низкий порог входа позволяет использовать такие вакансии как способ заработка между основными работами. А если понравится, то можно вообще выбрать доставку в качестве основной. Я могу пойти разносить заказы. Но это не значит, что эти люди не нужны и их надо как-то искусственно сокращать.
«СП»: Слишком взрывной рост зарплат, многих жаба душит терпеть такое…
— Платформенная экономика — это мировое явление. Она развилась в пандемию, все страны пытаются её регулировать, но опыта такого ни у кого нет.
В России на платформе может зарабатывать любой и в любом режиме: ИП, самозанятые, есть просто физические лица — продавцы товаров и услуг. Правовой статус у них разный, налоги они платят по-разному. И ничем, кроме налогового послабления, самозанятые курьеры не защищены.
Им не начисляется трудовой стаж. Чаще всего они не отчисляют в социальные фонды. Через какое-то время у них появятся проблемы с пенсией, будут получать социальный минимум. То же самое с больничными листами — им ничего не оплачивают. У них нет отпусков и т. д. Наш профсоюз, проверяя условия труда курьеров на платформах, установил, что высокие заработки курьеров — байки. Средняя их зарплата — 70−80 тысяч рублей. Без социалки.
При этом государство в лице высших руководителей само стимулировало людей выходить в цифровые формы труда. Активно покровительствует некоторым известным цифровым платформам-агрегаторам. А теперь чиновники хватаются за голову, жалуются на кадровый голод и диспаритет доходов.
У нас государство сначала надеется на рынок, а когда выясняется, что рынок ничего не отрегулировал, появились диспропорции, предлагаются странные меры дирижерского характера. Они годятся для госкапитализма или командно-административной системы, где можно запланировать количество и курьеров, и токарей. Но если везде проповедовать «святой рынок», а потом пытаться его регулировать — это бред.
«СП»: Учителям, которые теперь зарабатывают в разы меньше курьеров государство могло бы поднять зарплаты, устранив диспропорцию…
— То, что у нас неадекватная оплата труда, особенно в госсекторе, — давно уже общее место. Руководство госструктур часто получает только по документам крупные выплаты.
А у некоторых есть ещё неформальные доходы, в разы превышающие официальные. Рядовые работники по сравнению с ними получают мизер. Можно навести порядок в зарплатном секторе, раз уж так хочется поуправлять рынком труда.
Недавно Путин сказал, что нужно вводить отраслевые системы оплаты труда. Но разрабатывать их начали ещё в начале нулевых, при нём же. Работая в Минпромнауке, я сама отвечала за разработку отраслевой системы оплаты труда в научной сфере.
Правительство должно было утвердить нашу разработку, но после кризиса об этом забыли. Теперь всё это предлагается делать заново. Может, пора менять основы управления?
«СП»: Каковы, по-вашему, причины сложившихся диспропорций на рынке труда?
— Кадровый дефицит сформировался под влиянием комплекса причин. Это и СВО, где занята часть трудоспособного населения, включая ВПК, и релокация, пусть и небольшая, плюс наступивший демографический провал, вызванный лихими 90-ми, а главное, разрушенная в хлам система среднего профессионального образования, когда вместо рабочих специалистов — станочников, электриков, сантехников, массово клепали «манагеров».
Сергей Аксёнов
Комментарии