Диаспора «на рулежке»
На модерации
Отложенный
Прежде чем менять законодательство о работе национально-культурных автономий, нашим чиновникам стоит поинтересоваться, чем же занимаются сегодня отдельные диаспоры в России
В РОССИИ наконец-то принят закон о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русского языка. Но вопросы остались, и много. И самый первый и главный – как быть с теми детьми уже не мигрантов, которые получили гражданство нашей страны, но язык выучить так и не удосужились? Они будут продолжать свое обучение? Как быть с визовым режимом для республик Средней Азии? Если его не ввести, то дети незаконных мигрантов все равно смогут въезжать в Россию вместе с родителями. Что они теперь будут здесь делать и чем заниматься? Сколько потом придется потратить средств и времени на их выявление и депортацию? А въезжать они будут, и в этом им окажут активную помощь – ведь деятельность диаспор в нашей стране никто так и не отменил.
Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) внесло проект своих правок к закону о «О некоммерческих организациях», который регламентирует деятельность национальных диаспор мигрантов на территории России. Правки ФАДН настолько же осторожные, насколько и бессмысленные. Они направлены на изменения устава национально-культурных объединений, но не блокируют их деятельность. Эти поправки не отменяют того, что все наши диаспоры подобны айсбергу. И вся уставная деятельность – лишь верхушка этого айсберга, которая в большинстве случаев используется как своеобразное прикрытие основной, подводной части.
«ФАДН внес законопроект о поправках в закон о национально-культурных автономиях, – рассказывает в своем телеграм-канале депутат Госдумы Михаил Матвеев (фракция КПРФ). – Где концептуально сохраняет их и допускает иностранное финансирование и участие в них иностранных граждан. Напомню, что почти полгода назад законопроект о внесении изменений в закон о НКА внес я. В нем понятие «автономии» ликвидируется вообще, а национально-культурным объединениям запрещено иметь иностранную поддержку, символику и т.п. – те, кто поддерживает связи с иностранными государствами и организациями, наделяются статусом иностранных агентов. Также национальным организациям запрещено заниматься мигрантами и вмешиваться в деятельность госорганов. По сути, перед вами схватка за ослабление или усиление диаспор. Видимо, для того мой законопроект на полгода подвесили, чтобы дать ФАДН разработать свой лайт-проект. Который и попытаются принять. Этнические диаспоры иностранных государств набрали в России огромную силу, пустили свои щупальца в госструктуры, имея «горизонтальные связи» и своих представителей и лоббистов в правоохранительных органах, правительстве, региональных властях, СМИ, депутатском корпусе. Это настоящая «пятая колонна», опасность которой очевидна».
КАК сообщил телеграм-канал Readovka (t.me/readovkanews): «Резонансный законопроект ФАДН России о деятельности «национально-культурных организаций» был отвергнут Совфедом и ГД еще до негативной реакции общественности. По имеющейся информации, такая же, если не более жесткая, реакция на законопроект ФАДН была и в профильных структурах Госдумы и Совета Федерации. Комитет Совфеда по Конституционному законодательству и государственному планированию рассмотрел резонансный проект ФЗ от ФАДН… который предлагал создать в России отдельный тип НКО – «национально-культурные организации». Согласно документу, появившемуся в распоряжении Readovka, в комитете заявили, что необходимо изучить деятельность уже существующих этнических организаций, чтобы избежать ситуации правовой неопределенности – пока что сама концепция законопроекта нуждается в доработке. Иными словами, идея о создании этнических НКО, которым разрешено иностранное финансирование, отклонена. Официальный ответ был подписан председателем комитета СФ Андреем Клишасом». Копия этого ответа размещена в этом телеграм-канале.
Давайте немного абстрагируемся от сухих отзывов и строк законов и попытаемся понять, что же такое национально-культурное сообщество (автономия), и чем оно занимается. Ну к примеру, посмотрим, чем занимаются белорусские организации этого направления. Их танцевальные и вокальные коллективы известны в России, их узнают и награждают аплодисментами даже эксперты в этой области. Да, это и есть сохранение национальной культуры, ее презентация в нашей стране. Другие общества и автономии выпускают газеты на родном языке, публикуют стихи, также занимаются сохранением культуры и наследия своих предков.
Можно привести десятки примеров действительно культурной работы таких организаций.
ТЕПЕРЬ попытаемся рассмотреть, что же такое «диаспора» в понимании ряда республик Средней Азии. Национальные танцы, выпуск газет на родном языке или литературные вечера – это вот сразу и вообще не про них. По факту мы сегодня имеем отлаженную структуру, которая за счет использования своего статуса обрастает связями на всех уровнях власти (и непременно информирует об этой связи в соцсетях, публикуя фото руководителей диаспор в обнимку с чиновниками). Все это есть в Сети – приемы у глав регионов, дружба с чиновниками, награды и почетные грамоты. При этом все эти объединения в разных регионах РФ связаны между собой, и имеют четкую иерархию и структуру. Их руководители, если посмотреть публикации в Сети, напоминают некую безобидную дружелюбную «няшку». Но это только с виду.
Стоит какому-либо СМИ сообщить о беспределе мигрантов, лоббисты этих структур моментально начинают пояснять журналистам, в чем они не правы. Любое ДТП, задержание или преследования по закону их соотечественников – моментально включается мощнейшая и отлаженная система лоббирования и юридической защиты, диаспора привлекает своих специалистов, пишет обращение всем «друзьям» во власти и просит вмешаться. В СМИ вагонами сливаются «правильные версии» происходящего.
Скандал в школе, учительница возмущена безграмотностью уроженцев этих республик – и моментально на нее начинается давление.
Причем они понимают, что возмущенная толпа мигрантов у школы привлечет нежелательное внимание российского общества. Они действуют исподтишка, оказывая психологическое давление на человека, который «посмел» выступить против их сородичей – через телефон, соцсети и «личное общение».
В том, что порой диаспоры имеют весьма значительную, если не решающую роль в организации незаконной миграции, упрекнуть и доказать непросто. А вот силовики России иногда, если постараются, докажут.
…В Иркутске задержали двух руководителей этнических диаспор – директора узбекского центра и замглавы таджикской диаспоры подозревают в организации нелегальной миграции. По версии следствия, они продавали сертификаты о владении русским языком, знании истории и основ законодательства России, на чем заработали с начала года более полутора миллионов рублей.
ПО РОДУ своей профессии мне часто приходилось общаться с представителями таких вот национально-культурных объединений. И я всегда поражался тому, насколько погружены в свою культуру, к примеру, представители Белоруссии, пропагандирующие ее и презентующие в России настоящие таланты. Отличия между ними и диаспорами республик Средней Азии видны невооруженным взглядом: последние постоянно на виду прессы, общение с чиновниками, «дружба» с силовиками, участие в различных советах, комиссиях, заседаниях и прочее, и прочее. Их активность в обществе просто «зашкаливает» – и никакой культуры, только «деловое общение». Сравнительный анализ способов работы большинства таких объединений показывает, что представители отдельных диаспор республик Средней Азии, равно как и стран Закавказья, специально подготовлены к такой работе в рамках нашего общества. Отметим, не к продвижению своей культуры, языка или народных промыслов, а именно к работе по продвижению своих далеко не культурных интересов в рамках нашего, российского общества, к лоббированию своих «тем», использованию своего влияния для нахождения соотечественников на территории нашей страны, их юридической и иной защиты.
Они реально подготовлены к тому, чтобы «рулить» огромными массами мигрантов. Такие, знаете, странного вида «нештатные культурно-деловые атташе», которые постоянно находятся на связи с посольствами своих стран, всегда держат «руку на пульсе» и руководят «круговоротом» мигрантов в России. При этом мы не знаем, кто этих «капитанов диаспор» подготовил и для каких целей, можем только предполагать. Впрочем, давайте выслушаем мнения компетентных в этом вопросе специалистов.
«Западные спецслужбы стараются создать на территории России искусственные очаги напряженности, – сообщает телеграм-канал ZERGULIO (t.me/SergeyKolyasnikov/64954), ссылаясь на источники в ФСБ, – прежде всего, в регионах с выраженной национальной и религиозной спецификой. Их действия направлены на инспирирование протестных настроений и провоцирование острых конфликтных ситуаций, ведущих к массовым беспорядкам и совершению терактов. Усилена вербовочная работа международных террористических организаций среди мигрантов из Центральной Азии для формирования террористических ячеек в различных регионах страны. Фиксируются факты втягивания в террористическую деятельность отбывающих наказание в местах лишения свободы».
Цитируем выступление депутата Госдумы во время обсуждения вопросов миграции: «В 2022 Foreign Office (Внешнеполитическое ведомство Великобритании. – Ред.) выделил более 225 миллионов рублей на проекты в сфере миграции. Наибольшее финансирование получили Бюро Международной организации миграции в Москве, Фонд «Безопасный дом», а также Приволжский миграционный центр, и отделение российского Красного Креста в Санкт-Петербурге, и общественная организация «Уральский дом». Под крылом ООН действует профильное подразделение международной организации по миграции на деньги Всемирного банка и опять же Foreign Office. С 2007 года структура ООН последовательно создавала условия для стимулирования массовой миграции в Россию – от лоббирования законов до формирования позитивного образа мигрантов в СМИ. Создавались группы взаимопомощи и координации с диаспорами, с помощью НКО формировался сектор услуг для мигрантов. Как итог заработала глобальная программа для ввоза мигрантов в Россию».
Подведем итог. В числе среднеазиатских диаспор мы имеем не национально-культурные общественные организации, а интегрированную в наше общество структуру, которая лоббирует свои интересы, зачастую один в один совпадающие с интересами «западных партнеров» их стран, одновременно недружественных России. Эти структуры имеют свои представительства по всей стране, и они связаны между собой, оказывают друг другу помощь и поддержку. Кто и как готовит приезжающих к нам специалистов-мигрантов, мы не знаем, и контролировать этот процесс не можем, так как между нашими странами нет визового режима.
«Пока не введут визовый режим и не сократят на порядок миграционный поток (не говоря уж о раздаче паспортов…), все такого рода констатации ни к чему не приведут, – считает Михаил Матвеев. – Ловить десятки/сотни террористов и тысячи экстремистов среди миллионов свободно въезжающих в страну непонятных людей? Такое ни одной спецслужбе не под силу».
А теперь о мерах противодействия вышеизложенной проблеме, которые на данный момент предлагают власти. Чиновники из ФАДН считают, что достаточно изменить устав таких организаций, внеся туда ряд изменений… Каким образом эта мера может коснуться диаспор из Средней Азии, ведь речь идет о деятельности, которая регулируется не уставом, а, по большей части, статьями УК? Нет смысла переписывать уставы таких организаций, поскольку речь идет о создании на территории РФ структуры, напрямую угрожающей нашей безопасности. Границы, через которые идет угроза, должны быть надежно защищены. Как? Пусть озадачатся законодатели.
Евгений ФЕДОРИНОВ
Комментарии