Почему в СССР не было экономики шлагбаума
На модерации
Отложенный
д
Есть распространённое мнение, что хозяйство при СССР и сегодня не так, чтобы и отличалось. Какая разница, кто хозяин завода – государство или какой-нибудь олигарх. Простому работяге без разницы на кого вкалывать. Наоборот, при Советах жили гораздо беднее, ну и тоталитаризм. А вот сегодня заколосилось, да и свобода либеральная кругом!
Марксисты классические при эдаких безумных заявлениях мрачно супят брови и что-то грозно бормочут, кивая на «Капитал». Очень зря, товарищ Маркс был голова, но книгу его популярной назовёт только мазохист. Чтение тяжёлое, крайне серьёзное и местами излишне сложное. Требует изрядной работы, за вечерок не осилить.
Между тем, разница между житьём-бытьём (в основе которого, как раз, способ хозяйствования) предельно простая. Любой может вокруг оглянуться и убедиться. Как там было с тоталитарным социализмом и как ныне цветут рыночные свободы. Как «невидимая рука рынка» в наши карманы лезет, уже и чувствовать не надо, всем понятно.
А разница эта в шлагбаумах. Да-да, была в девяностые такая мрачная шутка про «экономику шлагбаума». Нет больше гигантских машиностроительных заводов.
Потому всё, что осталось, захватить себе кусок дороги, воткнуть шлагбаум из ржавого рельса и собирать мзду. Вполне в духе средневекового барончика. Кто через мою деревню едет, ну-ка, поделись товаром. То ли плата за проезд, то ли прямой грабёж на большой дороге. Разница невелика.
В начале девяностых мы над идеей про тот самый шлагбаум ещё смеялись. Сегодня не смешно, потому что шлагбаумы эти повсюду. Собственно, это и стало основным способом заработка. И я даже не в фигуральном смысле, самом прямом.
Не-не-не, отодвинем эпохальный труд «Капитал», мы о житейском. Шёл на днях по делам через давно привычный двор. В восьмидесятые позастроили новыми тогда десятиэтажками, большие там дворы, кварталами прямо. С тех пор и хожу через те дворы привычным маршрутом.
А в этот раз носом в забор и шлагбаум. Не пройти через дворы и не проехать. Были общие, стали частные. Пришлось в обход изрядный крюк давать. Да я же той тропинкой сорок лет ходил! А нет, кончилось время. Пришла эпоха свобод.
Но и тут новинки нет. Рядом с работой тоже с давних советских лет большой институтский двор. Как раз две улицы соединяет напрямки. Всегда через него и ходил. И даже на машине проезжать случалось.
Сегодня и этот общий двор вдруг превратился частную собственность какой-то мутной фирмы. Весь оброс шлагбаумами и воротами. И теперь там дорогая парковка для машин, ну а что, почти центр города!
С какого перепугу кусок общего нашего города оказался в частных лапках? Так свобода же, победили «тоталитарный совок». Теперь-то экономика эффективная, не то, что раньше.
Кстати, и сами улицы у нас приватизировали. Да-да, сначала один полу-бандит, полу-строитель объявил улочки, окружающие его торговый центр своей частной собственностью. И впилил дурную плату за парковку на них.
Нет, никакой парковки он там не строил. Ни копейки не затратил. Это просто городские улицы, да там три четверти века назад бои с фашистами шли. Уже тогда эти улочки были! Но почему-то за право оставить там машину на полчасика нужно отдать теперь дяденьке в частный карман.
А дальше, по столичному примеру, частными стали почти все улицы города. Почти везде стоянка теперь платная.
И добро бы, платили городской администрации. Глядишь, на наши денежки какой-никакой скверик разбили или мусор бы вывезли.
Но нет, опять частник. Называется красивым импортным словом концессия. Да-да, помним к чему эти концессии сто лет назад привели. Когда вся бакинская нефть внезапно оказалась в руках Нобелей и Ротшильдов. А на ленских приисках копала золото британская «Лена Голдфильд».
Ну они же не халявщики, это ж инвесторы, понимать надо. Может сей «инвестор» дорогу расширил? Или хотя бы зимой снежок на свой частный счёт почистит? Ну чтобы длинные рубли за парковку на обычной обочине собирать? Держи карман!
Нет, вся «инвестиция» вылилась в покупку программы, через которую деньги с нас дерут. И найм частных жандармов, которые по этим парковкам бегают и штрафы за оплаченную парковку выписывают.
С какого перепуга улицы города, который наши предки строили, который с оружием защищали, стали частными? И как далеко осталось до детской сказки «Чипполино» с налогом на воздух? Когда дышишь через раз, чтобы совсем в долги не сесть.
А вот рядом с городом у нас речка есть. Раньше весь город купаться ездил, отличные там места. Сегодня к реке нам с Вами заказано.
С чего-то вдруг заливные луга и природные пляжики обнесли высокими заборами. Нет, отдыхать никто не мешает, вон инвесторы на будку раскошелились и даже на платежный терминал. Плати тысячу рублей с машины, да заезжай купаться.
И так вся речка, где на дорогие коттеджи с личными пристанями для дорогих катеров разобрана, то вот на такие «частные пляжи». Когда вдруг наша земля, кровью дедов политая, стала не нашей?
И что сказали бы фронтовики, расскажи им про такое? Святая Победа, в телевизоре сказали, фанерка на Мавзолее, я помню, я горжусь, а как же. Но внучку Вашему к родной речке нельзя. Не его это речка больше. Сплошная гордость.
Пришлось тут по делам в другой город ехать, так на вокзале к рамкам стоял чуть не полчаса в очереди. Да и там обыскали чуть ли не как в тюрьме. Унизительно страшно. Да когда такое было?
Да всегда вокзал общественным зданием был. Заходи кто хочет, он для того и вокзал. А теперь заборы и охрана в три кольца. Вышек с автоматчиками не хватает. Вот так выглядит капиталистическая свобода, у нас-то тоталитаризм был и страшный тиран Сталин.
В юные годы пришлось по институтам поездить. И всегда вход свободный был. Иди на нужную кафедру, общайся с учёными, если по делу. Кто ж тебя остановит.
Право древнее, веками освящённое. Когда в девятнадцатом веке жандармы попробовали кого-то на публичную лекцию в МГУ не пустить, натурально бунт подняли. Право свободного доступа к знаниям – священное.
А сегодня нет, без электронного пропуска не зайти. Да что там институт, в школу родителей пускать перестали! Да-да, зайти ребёнка из зимнего переодеть нельзя. Всё ради безопасности – рамки, решётки, охранник кирпичом глядит.
Да в банальных вещах это прямо вот, пощупать можно. Да когда это в страшном тоталитарном СССР у нас железные двери были в квартирах? А на подъездах?
У нас подъезд в старой сталинке хлипенькой деревянной дверью закрывался. Даже замок был зачем-то, без нарезов, правда. Открывался монетой.
Сегодня ни в один подъезд не зайти. Цифровые замки, таблетки, пароли. Живём, натурально, за колючей проволокой.
А помните, какие в страшно несвободном Союзе были решётки на каждом окне? Натуральный ГУЛАГ! Как, не помните? Вот и я не помню.
А сегодня все первые этажи решётками оделись. Да что там первые, у нас на работе и на третьем решётки глухие, как бы не вышло чего. А ведь вполне коммерческая контора, с чего бы вдруг?
Так что про «экономику шлагбаума» разгадка нехитрая. Каждому рабочему, может разницы и нет, кто хозяином завода числится. При капитализме точно нет, какая разница на чью новую яхту горбатиться. А вот при социализме эта разница была.
Потому что слова про общенародную собственность – не шутка и не фикция. Ровно за них революционеры жизни отдавали.
Потому что при власти советской заработанное тобой пойдёт не в западные офшоры непонятному дяденьке, а на твою же зарплату, на дом культуры, на театр, на новую школу и больницу. На институт научный, да на тот же самый скверик, где в обед бутылку кефира выпить можно в зелёной тиши.
Потому невозможна была никакая экономика шлагбаума при Союзе. Это ты, гражданин, у советского народа улицу украсть решил? Кусок общей речки? Проходной дворик себе в имение захотел? Да тебя не наказывать, тебя лечить надо.
А при капитализме только тот самый шлагбаум и работает. Кто успешен – кто урвал общее, а теперь доит как своё, частное. Очень мало кто из «бизнесменов» что-то своё, новое построил. По большей части, у кого что к рукам прилипло из общенародного, то и выжимает.
Сложная книжка «Капитал», спору нет. С налёту и не понять чем рыночная свобода от социалистического порабощения отличаются.
А вот так кругом обернёшься, а там решётки, шлагбаумы и уже какой-то дяденька в красном жилете стоит за тобой вдохи подсчитывает, да в кожаную книжечку пишет зачем-то. А так да, конечно, глупые какие-то лозунги были у товарищей Ленина и Сталина.
Вот это всё «землю крестьянам», «фабрики рабочим», к чему это всё. Нет же рабочему никакой разницы на кого горбатиться, правда? Только в обход привычного с детства двора, перекрытого шлагбаумами, ходить стало далековато. С чего бы вдруг?
Комментарии