Падёт ли Иран вслед за режимом Асада?

На модерации Отложенный


Жизнь без Асада

На этой неделе иранское руководство всеми силами старалось преуменьшить значение падения режима Асада, намекая на отсутствие влияния этого события на иранскую политику. Но политические аналитики не сомневаются, что последние события в Сирии поставили Иран перед решительным выбором, обусловленным открывшейся уязвимостью собственного правящего режима.

Пока мир взвешивает последствия свержения Асада и его влияние на динамику Ближнего Востока, Ирану остаётся только думать, как ответить на вопросы о сохранении своего руководства.

Иранская теократия уже сталкивается с серьёзными внутренними разногласиями и экономическими проблемами. Критически ослабли ключевые союзники: "Хезболла" в Ливане и ХАМАС в Газе. Вероятно, Иран теперь откажется от давней стратегии распространения военного и идеологического влияния по всему арабскому миру. Режим аятолл может сосредоточиться на подготовке и адаптации к возвращению Дональда Трампа в Белый дом.

"Ирану сейчас нужно немного сдержать себя. Опасность для него исходит не от Сирии или того, что происходит с осью. Она внутри", - отметил в интервью Bloomberg экономист и бывший советник реформистского экс-президента Мохаммеда Хатами Саид Лайлаз.

Министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи заявил государственному телевидению, что правительство несколько недель назад проинформировано, что Асад теряет контроль над Сирией. Однако немедленное отступление армии Сирии и отсутствие сопротивления наступающим повстанцам застали Арагчи и его коллег врасплох.

Скорость событий "поразила всех", сказал он после того, как 8 декабря появились сообщения, что Асаду предоставлено убежище в Москве. Он обвинил Асада в "слишком медленном и негибком" характере, когда к власти пришли оппозиционные силы во главе с бывшим ответвлением "Аль-Каиды"* в лице "Хайят Тахрир аш-Шам"**.

Старшие офицеры Корпуса стражей исламской революции, десятки военных советников которого до выходных находились в Сирии, настаивают, что иранская "Ось сопротивления" продолжит деятельность.

Но поскольку Турция, Израиль, Россия и западные державы стремятся отстаивать свои интересы в Сирии, непонятно, будет ли Иран иметь какое-либо влияние на страну, которая была его самым верным союзником со времён Исламской революции 1979 года.

Ирана это не касается

Во вторник высокопоставленные иранские чиновники продолжали представлять беспорядки в Сирии как отдельное и вполне объяснимое событие, имеющее исключительно внутрисирийские корни и никак не отражающее общее положение дел в регионе, а тем более в Иране.

Представитель правительства Ирана Фатеме Мохаджерани заявила журналистам, что Асад не участвовал в "национальном диалоге", тогда как её коллеги в Иране активно занимаются этим вопросом.

По сути, в сложившейся ситуации Иран "продаёт" свой уход из Сирии как осознанный собственный выбор из-за разочарования в Асаде.

Несмотря на то что такое объяснение устраивает лишь наименее образованную часть аудитории, это даёт иранскому руководству время оценить ущерб, прежде чем попытаться восстановить влияние в регионе.

Трамп - наше всё

Судя по всему, в сложившейся ситуации Тегеран будет сосредоточен на том, как подготовиться к возвращению Трампа и перспективе повторения американской политики времён его первого срока.

Трамп отказался от исторической ядерной сделки 2015 года между Ираном и мировыми державами, прежде чем начать эффективную войну против иранской экономики.

Возрождение этой сделки - вершина повестки дня реформистского (как кажется на данный момент) президента Ирана Масуда Пезешкиана. Последний видит в этом ключ к выживанию Исламской Республики, обогащению страны, привлечению инвестиций и возрождению надежды в той части населения, которая восстаёт против клерикальной системы, находящейся у власти более 45 лет.

Альтернативой всему этому является дальнейшая изоляция лишившегося последних союзников Ирана, чреватая созданием ядерного оружия, способного лишь многократно увеличить риски, но никак не изменить глобальный статус Исламской Республики.

Свет или мракобесие

Пезешкиану предстоит решить ряд серьёзных экономических проблем, с которыми он не может позволить себе не справиться. Режим стареющего и дряхлеющего верховного лидера аятоллы Али Хаменеи всеми силами пытается выжить, в то время как периодические антиправительственные протесты становятся всё более масштабными.

Сторонники жёсткой линии создали климат, в котором Иран стал не только трудным для жизни местом, но и невозможным для инвестиций. Пезешкиану пока не удалось добиться никаких изменений этого положения вещей.

Последнее проявление всё более авторитарной политики теократического руководства страны имело место на прошлой неделе. Глава судебной системы Ирана заявил, что новый законопроект, ущемляющий права женщин и их свободу в одежде, будет реализован независимо от того, какое сопротивление он вызовет, в том числе со стороны консервативных священнослужителей.

Закон "О целомудрии и хиджабе" разработан предыдущим правительством Ибрагима Раиси в ответ на национальное восстание, вызванное смертью в заключении молодой женщины, арестованной иранской "полицией нравов".

По мнению экспертов по Ближнему Востоку, усиление этой политики лишь увеличит риск новой серьёзной общественной реакции.

А что Израиль?

Экономика страны, истощённая неэффективным управлением и коррупцией, осыпается под жесточайшими санкциями. Инфляция превышает 30%, что сокращает среднюю покупательную способность на треть.

Иран не может позволить себе новых гражданских беспорядков, когда Израиль почувствует себя сильнее из-за возвращения Трампа. Высокопоставленные политики в Иране всё больше опасаются, что с падением Асада военное наступление Израиля может вплотную приблизиться к границам Ирана.

Израиль утверждает, что взявшие под контроль Сирию повстанцы являются исламистами. Поэтому Израиль активизировал атаки на военные объекты, нанося удары по аэродромам и местам производства оружия, направляя войска вглубь соседней страны.

"Это началось с Газы, затем они вошли в Ливан, а за последние две недели - в Сирию. Они намерены в ближайшие месяцы атаковать Ирак и мечтают продолжить атаки на Иран", - заявил во вторник бывший вице-президент и ветеран-командующий КСИР Мохсен Резаи.

Ещё повоюем?

Близкие к внешнеполитическим кругам в правительстве Ирана источники говорят, что региональные амбиции Исламской Республики всё ещё сохраняются. Тегеран не чувствует себя униженным или обжёгшимся из-за того, что многие арабские правительства считают иранским перенапряжением, а просто выжидает, прежде чем сформулировать новый подход.

"Сейчас очевидно, что Иран взвешивает все варианты, которые могут возникнуть в результате свержения Асада, и будет внимательно оценивать, как сформируется новое руководство в Сирии. Иран станет искать новую политику в регионе", - считает иранский академик Диако Хоссейни.

Когда 30 мая Асад посетил Тегеран после внезапной смерти президента Раиси, верховный лидер Хаменеи выступил с заявлением, которое, оглядываясь назад, можно назвать едва завуалированным предупреждением.

Он похвалил сирийского лидера и сказал, что все должны увидеть уникальное преимущество сирийского правительства, которое заключается в его сопротивлении. Тогда же Хаменеи обратился к Асаду и сделал важный комментарий.

"Ваши замечания содержали важные моменты. Но один из них был для меня более значимым. Это то, что вы подчеркнули и сказали: „Всякий раз, когда мы отступаем, другая сторона наступает“. В этом нет никаких сомнений. И эти слова были нашим лозунгом и убеждением на протяжении более 40 лет", - отметил Хаменеи.

______________

* Решением Верховного суда России от 14 февраля 2003 года "Аль-Каида" признана террористической организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ.

** Решением Верховного суда России от 4 июня 2020 года группировка "Хайят Тахрир аш-Шам" признана террористической организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ.

Ридус