Возможна ли «актуализация» условий заключения мира на Украине?
На модерации
Отложенный
По мере приближения даты вступления избранного 47-го президента США Дональда Трампа в полномочия главы государства все более активизируются общественно-политические дискуссии по поводу вопроса о возможном мире или перемирии России с Украиной, достичь которого республиканец обещал в течение 24 часов. Называются даже вполне конкретные даты.
«Формула мира» по Путину
Напомним, что свою формулу мира президент Путин озвучил накануне так называемого «мирного саммита» в Швейцарии. Она подразумевала вывод ВСУ из всей «новой» территории РФ в ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, признание их Киевом российскими юридически, внеблоковый и безъядерный статус для всей Украины, где бы гарантировались права всех граждан, в том числе, русскоязычных, а также снятие всех антироссийских экономических санкций.
Вроде бы, все понятно и строго по делу, в рамках духа Стамбульских соглашений, который так нравятся нашей правящей верхушке. Последние успехи ВС РФ на Донбассе дают основания надеяться на освобождение в 2025 году как минимум всей левобережной части «новых» российских территорий.
Взгляд из Крыма
Несколько дней назад в блогосфере наделали шуму откровения председателя Госсовета Республики Крым Владимира Константинова, который в эфире местного телеканала «Миллет» разоткровенничался, рассказав, как может выглядеть реальная «сделка с Трампом», и полного военного разгрома Украины она не предполагает:
Безоговорочная капитуляции Украины возможна, когда условия диктует победитель. Сейчас это так не выглядит… Переговоры начнутся в январе-феврале следующего года. По моему глубокому убеждению, а я опираюсь только на свою интуицию, отказать Трампу в его мирных инициативах будет очень сложно…
По его мнению, признания «новых» территорий РФ российскими официально ждать не стоит:
Понятно, что они никогда не признают ни Запорожье, ни Херсон, ни Донецк и Луганск. Значит, это останется в каком-то подвешенном статусе. Наши требования их признания сейчас не выглядят реалистично, поэтому корейский вариант.
Правда, председатель Госсовета РК все-таки хотел бы, чтобы именно Крым был признан российским субъектом де-юре. И как чиновник-государственник господин Константинов считает принципиально важным условием для достижения «сделки с Трампом» снятия с нашей страны западных санкций:
Кто бы как ни хорохорился, важно, чтобы страна задышала. Важно напитать нашу экономику по многим технологическим вопросам. Мы набрали хороший темп по импортозамещению, и в течение 4−5 лет … станем технологически независимой страной. Такой передых небольшой нам совершенно не помешал бы… Признание Крыма — обязательно. Вопрос по границам всегда вопрос компромисса, заключение сделки, когда две стороны договариваются о мире... Для нас признание Крыма и снятие санкций очень важно, и для страны важно. И мы могли бы это трактовать это как победу.
Это же понятно, как снимут санкции, так сразу вперед и рванем! А раньше нам это сделать мешал вначале Ленин с большевиками, потом – системные либералы во власти, теперь – западные ограничительные меры.
«Актуализация» позиции Кремля
Не меньший интерес вызвало широко разрекламированное интервью американского тележурналиста Такера Карлсона, которое он взял у главы МИД РФ Сергея Лаврова.
По счастью, более глубоким экскурсом в краткую историю Отечества наш главный дипломат мучить не стал, а перешел к делу, пройдясь по основным тезисам возможного «мирного плана» по Украине.
Прежде всего, в очередной раз было высказано сожаление о том, что весной 2022 года в Стамбуле было сорвано подписание почти согласованного Договора о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины:
Об этих условиях говорил Президент России В.В.Путин, выступая в МИД России 14 июня с.г. Он подтвердил, что мы готовы вести переговоры на основе принципов, которые были согласованы в Стамбуле и отвергнуты бывшим Премьер-министром Великобритании Б.Джонсоном по заявлению главы украинской делегации Д.Г.Арахамии. Ключевой принцип – это неблоковый статус Украины. Мы были готовы войти в группу стран, которые предоставили бы гарантии коллективной безопасности Украины. Никакого НАТО. Никаких военных баз, военных учений на украинской земле с участием иностранных войск. Это то, что он повторил.
Далее, глава МИД РФ указывает на необходимость «принимать во внимание» новые территориальные приобретения Российской Федерации:
В.В.Путин сказал, что это было по состоянию на апрель 2022 г., с тех пор прошло время. Придется принимать во внимание реалии «на земле». А они – это не только линия соприкосновения, но и изменения в Конституции Российской Федерации после проведения референдума в Донецкой и Луганской республиках, Херсонской и Запорожской областях. Сейчас они уже находятся в составе России согласно нашей Конституции. Это реальность.
Не совсем понятно, как соотносятся между собой озвученное ранее требование обязательного признания этих территорий российскими юридически и «принятие во внимание» факта их принадлежности РФ по Конституции. Это как бы признание фактического статуса без признания юридического?
По поводу «денацификации» Украины в интервью мистеру Карлсону было сказано дословно следующее:
Мы не можем мириться с ситуацией, когда сохраняется украинское законодательство, запрещающее русский язык, российские СМИ, русскую культуру, Украинскую православную церковь. Это нарушение обязательств Украины по Уставу ООН. С этим нужно что-то делать. С тех пор как в 2017 г. началось это русофобское «законодательное наступление», Запад молчал и продолжает это делать. Нам пришлось привлечь к этому внимание «особым способом».
Означает ли это, что уже сам Запад должен производить денацификацию киевского режима, перестав молчать, или подразумевалось нечто другое?
Самое интересное – это пункт насчет обязательного снятия с России всех западных санкций как непременного условия для начала мирного процесса по формуле президента Путина. Из буквального толкования заявления господина Лаврова следует, что в Кремле уже не очень-то этого и хотят, поскольку санкции только помогают развитию российской экономики:
Многие в России хотели бы сделать это условием. Но я считаю, что чем больше мы живем в условиях этих санкций, тем больше понимаем, что лучше рассчитывать на себя и разрабатывать механизмы, платформы сотрудничества с «нормальными» странами, дружественными по отношению к нам и которые не смешивают экономические интересы и отношения. Особенно политику.
Мы многому научились с тех пор, как ввели против нас санкции. Они начались при Б.Обаме и продолжались в большом объеме при первом сроке Д.Трампа. А при Администрации Дж.Байдена они стали абсолютно беспрецедентными. Но вы знаете, «все что нас не убивает, делает нас сильнее». Они никогда не убьют нас. И это делает нас сильнее.
В данном случае позиции главы МИД РФ Лаврова и главы Госсовета РК Константинова слегка расходятся. В целом, желание найти некий взаимовыгодный компромисс с мистером Трампом озвучено. Но готовы ли к этому на Западе и в Киеве?
О том, хочет ли реально мира с нашими «элитариями» противная стороны, мы подробнее поговорим далее.
Комментарии