Неурожай и продовольственные проблемы в перспективе

На модерации Отложенный



Фото из открытых источниковФото из открытых источников

Южане не радуются солнечным летним дням и отсутствию дождя, как этому, с пионерским энтузиазмом, радуются московские журналистки, сообщающие прогнозы погоды. Лето 2024 уже десятое в ряду особо засушливых лет, зноем, сухой землёй и слепящим солнцем, ещё раз подтвердило прогрессивное высыхание южного пояса России. И проезжая этим летом мимо раскалённых сорокаградусной жарой вспаханных после озими полей, просохших на метр в глубину и более, с удивлением думаю – как же здесь ещё что-то растёт?

И вот после всего ужаса летней жары, когда не можешь залить литрами воды жажду, и только боишься – выдержат ли почки? - вдруг с удивлением читаешь панегирик какой-то деточки – дитя неразумного, о том, что урожай-то, хотя и меньше, чем в 2023, но остаётся в пятёрке самых высоких урожаев России. И, в общем, всё замечательно, и всё хорошо, только погодные условия не очень! А так - всё хорошо.

Кого мы обманываем, и зачем? Или это нас опять обманывают чьи-то агенты, чтобы мы поверили, что нет ничего сложного, проспали важный момент, а потом влезли в проблему по самые уши? Много желающих на западе, чтобы это случилось, и особенно, в части продовольственной безопасности. Но нам необходимо задаться другим, более важным и логичным, в такой ситуации, вопросом: как же работает наша система охраны природы? Ведь параметры среды меняются в худшую сторону, и именно в недопущении таких перемен и заключается конечная задача природоохранных мер!

Право создать рукотворную пустыню

Фото из открытых источниковФото из открытых источников

Температуры воздуха в сорок градусов, которые мы наблюдаем сегодня в южном поясе России, могли возникнуть только по причине наличия больших площадей голой земли. Другого варианта нет: воздух нагревается только от поверхности, с которой соприкасается, а нагреться до температуры сорок градусов и выше, может только сухая земля! Никакое усиление солнечной активности, никакие дополнительные источники тепла, влажную или покрытую растительностью землю, до высоких температур не нагреют. Это как вода в кастрюле не нагреется свыше ста градусов, сколько ни грей, но когда вода испарится, и кастрюля станет пустой, вот тогда она и сгорит на печке.

Как же дальше будет изменяться климат, если площади оголённой земли не сократить? Голая земля делает воздух не только горячим, но и сухим, поскольку нет растений, которые увлажняли бы его испарениями своих листьев. Сухой воздух тяжелее влажного, а в южном поясе он и нагревается сильнее, чем в соседнем «северном», и делается ещё более сухим, а значит более тяжёлым. Вот эта разница в удельном весе воздуха в южных и окружающих его регионах, и создаёт в южном поясе стойкий эффект антициклона. В зоне с более тяжёлым воздухом, создаются нисходящие атмосферные потоки, и когда сюда приходят облака, эти потоки опускают их вниз, в более тёплые слои атмосферы, что затрудняет конденсацию пара и выпадение летних дождей в этом поясе. Ну, а если в южных регионах количество осадков уменьшается, растёт их количество в «северных» регионах: влаге же нужно куда-то выпасть из облаков!

А дальше возникает порочный круг – чем более сухой воздух, тем меньше осадков, а чем меньше осадков, тем более сухим становится воздух. То есть сегодня возникла необходимость контролировать площадь пашни, поддерживать оптимальную её площадь, поскольку, если это не сделать сегодня, то изменения зайдут в такие пределы, когда в южном поясе земледелие станет невозможным вовсе!

Но ведь нам нужно много пашни? Нет, нам нужно много продуктов питания! Можно чередовать пашню с пастбищами, с лесами, лугами. А пастбища и луга так же дают продукты питания, только за счёт травы, а не зерна, но при этом пастбище не будет нагреваться, и нагревать воздух так, как пашня. Разумное использование пастбищ, лугов, лесов и кустарников могут дать продуктов питания гораздо больше, чем при выращивании зерновых на землях, где прогрессирует высыхание. Эта проблема носит планетарный характер, и высокие температуры означают, что в целом на континентах слишком большие площади оголены, лишены растительного покрова. Так что, потепление – это результат оголения земли.

И тут на пути планов сокращения пашни встаёт природоохранное законодательство – как ни странно! Например, пункт 2, ст. 13 ЗК РФ, который считается природоохранным, запрещает допускать зарастание земель сельскохозяйственного назначения травами, деревьями и кустарниками. А перевод пашни в пастбища или залежи не предусмотрен вовсе, и земледелец обязан её пахать независимо от изменения среды, даже возникновения пустыни – иначе попадёт под санкции! А как же разумное регулирование? И не самым ли разумным регулировщиком является сам Земледелец? И как возникновению этого пункта, не помешали статьи 42 и 58 Конституции РФ, которые обязывают ВСЕХ сохранять благоприятную окружающую среду?

Видимо потому что, формулировка – «Благоприятная окружающая среда» - не однозначна, и в чём её смысл, каждый может понимать по-своему! Так же, каждый может по-своему понимать конечную цель охраны природы – «обеспечение экологической безопасности человека». Пашню, видимо, посчитали средой благоприятной, поскольку она сегодня кормит человека, вот и встало природоохранное законодательство на защиту сиюминутных потребностей человека, хотя конечную цель, эта мера исключает в ближайшем будущем.

Но как совместить действие указанных статей конституции и само наличие пашни, без которой мы обойтись не можем? Если уж законодательно регулировать труд земледельца, Закон обязан оговорить, что в отношении пашни или вскопанного огорода, ввиду насущной потребности, действие статей 42 и 58 Конституции РФ частично ограничено. При этом закон должен установить, что пашня, перекопка, как и любое иное нарушение природных связей в плодородной почве, является вредным для среды действием, что оно должно быть ограниченным и контролируемым.

Плодородие почвы создаётся ростом трав, их перегниванием, жизнью в почве червей и соответствующих бактерий. Поэтому, Закон уж никак не может запрещать зарастание земель сельскохозяйственного назначения травами, деревьями и кустарниками, если существует требование Конституции РФ о защите благоприятной среды и природных богатств, тем более, если сам земледелец, считает допустимым зарастание какого-то из полей.

Но, пока что, регулирование выходит уже и на новый этап в части оголения земли.

А мы и остальную землю оголим

Фото из открытых сточниковФото из открытых сточников

Обязательным оголением земли пашней, регуляторные меры не ограничиваются: принято постановление, согласно которому сорным растением признан пырей ползучий, одна из основных покровных трав Русской равнины. Искоренение пырея, как и других трав, признанных тем же постановлением сорными на землях сельскохозяйственного назначения, а луга и сады, – это так же, земли сельскохозяйственного назначения, во-первых, противоречит задаче сохранения биологического разнообразия, декларируемого природоохранным законодательством РФ, во-вторых противоречит всё тем же статьям Конституции РФ; в-третьих, противоречит хозяйственной целесообразности.

Ведь пырей ползучий – традиционная в России кормовая трава, один из основных создателей тех самых – «самых лучших в мире чернозёмов», и главный субъект важного для биосферы травянистого сообщества - заливных лугов. Пырей ползучий – наиболее урожайная кормовая трава, исконно применявшаяся в животноводстве. Кроме урожайности, он ценен, как продукт легко усваиваемый животными, с множеством положительных качеств, как для здоровья животных, так и их продукции. Те качества пырея, которые почему-то сегодня называют вредными, играют важнейшую роль в поддержании плодородия почв, сохранения климатических параметров, и сложившихся природных взаимосвязей.

Пырей – главная трава заливных лугов: он способен выдерживать затопление до 50 дней и начинает расти ещё в воде. После спада воды, луг покрыт уже мощными соломинками пырея, а к середине – концу июня его уже косят на сено. Второй укос делают в конце августа. Сушат пырей так, чтобы он оставался зелёным, что сохраняет в нём полезные животным аминокислоты. Важно ещё и то, что для получения сена из пырея, ни пахать, ни сеять не нужно – достаточно только скосить пырей два раза за лето и высушить.

Обширные заливные луга были в Ростовской и Луганской областях, которые обеспечивали сеном и колхозы, и приусадебные хозяйства. В этих регионах было развито коневодство и мясомолочное животноводство – благо дешёвого и качественного корма хватало. Теперь же что, это уже не нужно?

Но не только на лугах ценен пырей, но и на дачах, и на приусадебных индивидуальных хозяйствах. Обычно дача, или земельный участок возле жилого дома, состоят из сада и огорода. На огороде пырей доставляет хлопоты с его прополкой, но в саду от него огромная польза. И заменить его нечем. Прежде всего, пырей будет удобрять сад. Причём не потребуется внесение никаких других удобрений. Не все может быть знают, как это происходит. Дело в том, что многолетние травы, пырей в особенности, обеспечивают круговорот питательных веществ в почве.

Азот растения берут из атмосферы через свои корни, углерод, так же из атмосферы через листья. Остальные элементы – почти всю таблицу Менделеева выделяет земная кора, а на практике песчинки минералов, находящихся в почве. Они периодически распадаются на ионы, а корни растений, необходимые для себя, усваивают и накапливают в стеблях и листьях. Когда стебли и листья перегнивают, продукты созданные гниением растворяются и вновь попадают в землю в виде ионов, и вновь усваиваются растениями. Так этот круговорот длится десятками тысяч лет, и всё что появлялось и из атмосферы, и из земной коры все эти тысячи лет, всё это постоянно накапливается, находится в постоянном почвенном круговороте, и служит питанием растениям. А то обстоятельство, что корни пырея растут круглый год, и что сегодня относят к одному из его вредных качеств, обеспечивает круговорот веществ в почве круглогодично.

Но достаточно всего нескольким месяцам дождей при голой земле лишённой растений, многолетних трав, как все эти ионы растворятся в воде и уйдут с водой в океан. Именно отсутствие трав в саду, когда там нет «ни соринки», делает землю сада неплодородной. Поэтому в саду должны быть не только деревья, но и кустарники между деревьями, и многолетние травы, чтобы улавливать ионы необходимых растению элементов на разной глубине, и запускать их в почвенный круговорот. Но кроме удобрения, пырей, укрывая землю стеблями и мочалкой корней, создаёт условия для эффективного снабжения корней дерева азотом из атмосферы, а значит, возникают условия для достаточного образования нитратов, которые защищают дерево от вирусных и грибковых болезней, от насекомых вредителей.

А какое же иное удобрение, кроме трав, могут предложить саду те, кто травы запрещает? Навоз? Так ведь траву для корма скоту, сейчас так же выращивают на полях. И удобрение этим навозом садов, будет происходить за счёт обеднения почвы этих полей. То есть это – тришкин кафтан: там отрезали, сюда пришили. Требование содержать землю голой, без травы независимо от того, на огороде ли, или в саду, якобы для сохранения возможностей использования земли по её назначению, том числе на даче, ведёт к обратному результату: такая земля станет неплодородной.

Что страшнее – голод или жажда?

Фото из открытых источниковФото из открытых источников

Но, казалось бы, кормовые качества пырея уже не востребованы: лугов заливных уже почти нет, - одни распахали, другие застроили коттеджами горожан. А чтобы застройку и пашню не затапливало, построили насыпи: всё для сиюминутных потребностей человека. Ну, а нет лугов, значит и пырей не особенно нужен? Введём в красную книгу тюльпанчик какой-нибудь, будем его защищать, а пырей истребим. Но природу не обманешь! Устранение разливов привело к тому, что во многих южных регионах, теперь не только не хватает влаги на полях, но не хватает и питьевой воды! В южных регионах живут миллионы людей при недостатке водоснабжения, под угрозой исчерпания имеющихся источников воды. Строятся уже планы строительства водоводов с северных регионов в южные. Фантастика!

Но не лучше ли не допустить обезвоживание, убрать с пойменных земель пашню и застройку и вернуть разливы? И вот тогда, заливаемые берега придётся засеять пыреем, поскольку только он защитит берега от размывания, да ещё и станет прекрасным кормом для коров! Можно вернуть народу воду и молочную продукцию одновременно! А откуда вообще взялась эта проблема? Ведь свободных земель, кроме пойменных, - в достатке! Но нет - влезли в луга, и вот ограничение разливов! А это ещё одно разрушающее среду действие – осушение, искусственное опустынивание! То есть, требование Конституции РФ о защите среды и в этом случае не работает: Конституция, на практике сохраняет декларативный характер.

Дачный вопрос

Фото из открытых источниковФото из открытых источников

Дачные посёлки могли бы стать оазисами в высыхающих южных регионах, оазисами, которые компенсировали бы, хотя бы частично, знойное влияние распаханных полей, которые занимают почти половину площади этих территорий. Дачный посёлок, может быть прекрасным лесом, заросшим огромными деревьями, высотой с пятиэтажный дом, стволом в два метра в обхвате, с землёй покрытой быстрорастущими многолетними травами, обеспечивающими плодородие почв, и охлаждение воздуха. И уставший за неделю металлург, строитель или водитель, токарь или слесарь, торговец или банкир могли бы со своими семьями отдохнуть в выходные от жара и пыли в прохладе своего маленького участка большого леса. Но всё не так, как хотелось бы: высоту деревьев ограничивают, чтобы сосед не обиделся, и пырей, и одуванчик на даче запрещены. Так что, уставшего труженика дача встретит жаром голой земли и жидкой тенью карликового деревца. Интересно, как же на старых дачах, в Комарово, например, сосны стометровой высоты соседу не мешали?

Приходится вновь с сожалением констатировать, что усилия по регулированию, якобы для обеспечения продовольственной безопасности, в конечном итоге, ведут как раз, к усугублению продовольственной проблемы.

Национальные традиции

1963. Мой дед возле дома. Ростовская область. Миллеровский район.1963. Мой дед возле дома. Ростовская область. Миллеровский район.


Пырей никогда не был страшен огороднику: всё это преувеличение, если не провокация. В советское время, в наших регионах, томаты выращивали в зарослях пырея. И томаты именно в таких условиях хорошо росли, поскольку пырей не только притенял кусты томатов, но, испаряя влагу, снижал температуру воздуха, а для томата оптимальная температура 19 градусов. Пырей, кроме того, что снижает температуру воздуха, ещё и укрывает под землёй корни томатов воздухопроницаемой мочалкой, что способствует доступу азота из воздуха в его корни. А на следующий год на этом поле сажали культуры, которым пырей вреден! Но ничего, - вспахали, прокультивировали, и не был страшным этот «страшный» сорняк!

У моего деда в прошлом веке, в Ростовской области в конце огорода был такой заливной луг. Ширина огорода составляла 30 метров, а длина луга (от огорода до воды) – 30 – 35 метров. То есть площадь луга составляла 0,09 – 0,1 гектара. С этой площади он накашивал за два укоса сена на большую копну, которой хватало на зиму корове, и десятку овец. Возможно, ещё в степи частично докашивал, но луговой пырей составлял большую часть копны. Высота стеблей пырея была более одного метра – 1,2 – 1,3 метра. Эти луга никогда не топтали, что было строгим природоохранным правилом! В селе у деда, в детстве я видел и колхозный сад, посаженный в двадцатые годы прошлого века, земля которого была укрыта высоким пыреем. Этот сад никогда не удобряли, не пахали, не травили химикатами, но он прекрасно плодоносил, и никогда не болел.

Выращивал дед, как и все в округе, гусей, а гусь есть траву, а не зерно. Сейчас же легче купить зерно, чем сено, поскольку лёгкость вспашки, создала иллюзию вседозволенности, привела к отказу от природных и дешёвых кормов.

Решение известно

Благоприятную среду для жизни человека создают растения, а человек, как и другие гетеротрофы, потребляет растения и компоненты созданной ними среды, выделяя при этом вредные для себя продукты своей жизнедеятельности. Поэтому задачей охраны природы должна быть всемерная защита растений, и самоограничение человека.