«Нас бомбят наши же Ту-160»: у Киева новый приступ фантомных болей

На модерации Отложенный

В «нэзалэжной» нашли прекрасный новый повод к тому, чтобы обвинить россиян не только в «агрессии», но вдобавок еще и в ужасном коварстве. Не имея, очевидно, иных тем и информационных поводов для изготовления «сенсаций», местные «расследователи» и представители медийной тусовки вдруг подняли на щит тему четвертьвековой давности – передачу Киевом Москве стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95.

Да, да, в том числе и тех самых, которые сегодня наносят удары высокоточным оружием по военным и инфраструктурным объектам киевского режима. «Нас бомбят наши же самолеты!» – истошно вопиют жовто-блакитные «патриоты». Понятно, что ответ им сполна укладывается в парочку французских пословиц: се ля ви и а ля гер ком а ля гер… Но давайте все-таки разберемся, насколько украинцы могут называть «своими» запускающие сегодня по ним ракеты «стратеги» и что там было с их передачей.

                Самолеты «не по росту»

Действительно, после распада Советского Союза и раздела его «наследства» Украине и вправду достались аж целых 19 стратегических бомбардировщиков Ту-160. То, насколько разумно и справедливо проводилась та приснопамятная «дележка», тема для совершенно отдельного разговора и здесь мы ее касаться не будем. При этом следует признать, что стратегические бомбардировщики, которые на момент краха Союза были дислоцированы на территории УССР, можно считать настолько же «украинскими», как, допустим, Днепрогэс или прочие крупные промышленные и инфраструктурные объекты и комплексы, построенные в советские времена с привлечением всех сил и ресурсов огромной страны, а также военные объекты и арсеналы Советской армии.

К разработке и производству Ту-160 Украина отношения не имела ни малейшего – строились они на Казанском авиационном заводе, а создавались, как ясно уже из названия, КБ Туполева, а никак не Антонова. Позволю себе повториться – «стратеги» были лишь небольшой частью наследства великой державы, которое Киев промотал и растранжирил столь же быстро, сколь и бездарно. Более того, огромные машины (а Ту-160 является, напомню, самым крупным, скоростным и грузоподъемным сверхзвуковым боевым самолетом в мире), способные своими бортовыми залпами превращать в ядерную пыль целые страны, Украине на самом деле нужны были, как рыбе зонтик. Зачем бомбардировщики, предназначенные прежде всего для поражения вражеских объектов и целей на другом конце планеты, могли понадобиться небольшому государству, которое на тот момент закрепило в Конституции собственный безъядерный, нейтральный и внеблоковый статус и воевать вообще ни с кем не собиралось?

Отнюдь не бескрайнее украинское небо было попросту тесным и мелким для роскошных «Белых лебедей» и делать им в нем было совершенно нечего! Опять же, топливо эти машины потребляли в совершенно немереных по украинским меркам объемах. Если для полета на максимальную дальность нужно было 170 тонн авиационного керосина, то для самого обычного учебного вылета его требовалось как минимум 40 тонн. Вот и простаивали красавцы-«лебеди» без движения, поднимаясь в небо от силы несколько раз в год. Благо аэродром для их базирования в стране имелся – в Прилуках Черниговской области. Однако военное и политическое руководство Украины все отчетливее понимало: использовать Ту-160 негде, а содержать выйдет слишком дорого.

К третьему году «нэзалэжности» в Киеве осознали: даже на простое хранение бомбардировщиков в ангарах в консервационном состоянии средств необходимо тратить очень много. Опять же, придется платить зарплаты обслуживающему персоналу и техникам. Жадному племени жовто-блакитных нуворишей, дорвавшихся до власти как раз ради «распила» всего, что только можно было разворовать и растащить в стране, очень хотелось не просто избавиться от никому не нужных самолетов, но и получить с этого максимальную прибыль. Однако как это было сделать?

Стратегические бомбардировщики – штука весьма специфическая, для их использования нужны соответствующая инфраструктура, высококлассные специалисты и огромные ресурсы. Так что заинтересовать в качестве товара вечно враждующие между собой государства и племена Африки или террористические организации, которые Киев в 90-е годы прошлого века щедро снабжал всеми видами оружия из советских арсеналов, они никак не могли.

                         Убить всех «Белых лебедей»…

Понятно, что наиболее логичным и приемлемым покупателем самолетов могла бы стать Россия, имеющая как потребность в таких машинах, так и все необходимое для их эксплуатации, ремонта и содержания в надлежащих условиях. Тем более что Москва довольно скоро выступила с соответствующими предложениями – первые российско-украинские переговоры о продаже 10 Ту-160 начались уже в 1993 году.

Как только ни пытались уламывать «самостийников» избавиться от того, что им не нужно! По информации из различных источников, начиная с 1993 года РФ предпринимала до двух десятков попыток выцарапать стратегические бомбардировщики из цепких лап Киева. Предлагали забрать все оптом – со вспомогательным оборудованием, техдокументацией и штатным вооружением (крылатыми ракетами) за 3 миллиарда долларов. В то время Украина за газ должна была вдвое меньше… Хотели забрать 10 самолетов по цене в 25 миллионов долларов за борт. Были и еще варианты…

Однако национальная украинская зверюшка – жаба – давила украинских представителей так, что те от сделки каждый раз отказывались наотрез. Ну, или выдвигали совершенно невменяемые «встречные предложения» – к примеру, 8 миллиардов долларов вместо трех! Не прошло и выдвинутое российской стороной предложение об обмене стратегических бомбардировщиков на боевые самолеты тактического класса – по примеру сделки, на которую с радостью согласился Казахстан. Ну вот этого, слава богу, что не произошло – в свете последних событий. Отказался Киев и от обмена «стратегов» на 11 самолетов Ан-22 и Ан-124 военно-транспортной авиации России: «Зачем они нам? Мы сами такие можем делать!»

Россия стояла на вполне обоснованных позициях, предлагая определять цену продажи, исходя из заводской стоимости самолетов по состоянию на 1991 год, но с учетом амортизации и учета машин. Для этого российские авиационные специалисты посещали украинские аэродромы, где стояли бомбардировщики, как минимум трижды – в 1993, 1994 и 1995 годах. В ходе последней инспекции они пришли к выводу о том, что к полетам и выполнению боевых задач пригодны уже не более 15% машин. Условия хранения и содержания самолетов на Украине были те еще…

В итоге типичный украинский менталитет (не съем, так хоть понадкусываю!) взял верх над здравым смыслом, и в 1998 году в Киеве решили «Белых лебедей» не продать, а… уничтожить! Тем более что на этом настаивали как раз не русские, а американцы, требовавшие от Украины безусловного соблюдения Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, к которому та присоединилась (ведь в Вашингтоне дали понять, что в противном случае никакую ее «нэзалэжность» не признают). До 4 декабря 2001 года Киев должен был от них избавиться как угодно. В принципе, продажа самолетов России вполне сошла бы за выполнение условий договора (американцы требовали, чтобы «стратегов» не было у Украины), но раз уперлись и не хотите отдавать за деньги – тогда режьте! 16 ноября 1998 года «под нож» были пущены первые Ту-160. Их уничтожение осуществлялось на деньги американцев, выделенные в рамках соглашения «О предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия и предотвращения распространения оружия массового уничтожения».

Насколько известно, на эти цели от Агентства по уменьшению угрозы Министерства обороны США (Defense Threat Reduction Agency) было получено около 15 миллионов долларов. Исполнители контрактов получили немногим более 7 миллионов. Где остальные? Ну, это же Украина! Кстати, в уничтожении «Белых лебедей» особо отметилась американская компания Raytheon Technical Services Co.

Едва ли не последних уцелевших в украинском аду «Белых лебедей» спасло непревзойденное умение Киева делать громадные долги. Скупой, как известно, платит дважды. Либо получает меньше, чем мечтал. В 1999 году задолженность Киева за поставленное ему Россией голубое топливо достигла настолько катастрофических размеров, что там согласились отдать 8 бомбардировщиков Ту-160, 3 бомбардировщика Ту-95МС, 575 крылатых ракет Х-55СМ и соответствующее аэродромное оборудование в счет погашения 285 миллионов долларов из этой суммы. Вскоре уцелевшие «стратеги» отправились домой – на аэродром в Энгельсе. Сделка должна была иметь продолжение, ибо в газе Украина нуждалась все так же остро, а платить ей было все так же нечем. Однако тут вмешались американцы – и остальные самолеты были распилены на металлолом. Последний оставшийся на Украине боеспособный «Белый лебедь» пал 2 февраля 2001 года в Прилуках. При этом конус, венчавший носовую часть гордой машины, отсекли и вручили с поклоном присутствовавшему при «казни» послу США Джону Хербсту. Прямо языческий ритуал какой-то…

Право слово, в том, что сегодня возвращенные РФ «стратеги» периодически берут на прицел Украину, просматривается даже не злая ирония судьбы, а некая кармическая справедливость. Кто виноват в том, что эта страна пошла по пути сперва разорения, а потом и полного отрицания благодатного советского наследия? Кто виноват в том, что дружбе и добрососедским отношениям с Россией она предпочла роль колонии и марионетки США? Кто виноват в том, что этот путь и выбор привели ее к тому, к чему привели? «Белые лебеди», возвращаясь туда, где их уничтожали, несут под своими крыльями справедливое возмездие за все это.

  • Александр Неукропный, Киев