«Глубочайший провал за 16 лет». РЖД отчитались о резком падении перевозок грузов по России

На модерации Отложенный


Российские железные дороги третий год подряд фиксируют сокращение грузоперевозок по России на фоне санкций, ударивших по экспорту, и нарастающих сложностей с управлением движением поездов.
 
В ноябре погрузка на сети РЖД упала на 5,8% год к году, до 95,6 млн тонн, а накопленным итогом за 10 месяцев просела на 4,4%, отчиталась транспортная монополия.
 
Железная дорога переживает в этом году «глубочайший провал» за последние 16 лет — «со времен кризиса 2008–09 гг.», пишут аналитики MMI. Из 15 «позиций», которые отслеживает компания в своей статистике, в минусе оказались 11. Перевозки угля — основного груза РЖД, на который приходится около трети всех перевозок, — сократились на 6,2% после того, как угольщики столкнулись c обвальным падением экспорта и были вынуждены сократить добычу до минимума с пандемии 2020 года.
 
 Погрузка черных металлов уменьшилась на 9,9% — также вслед за продажами на экспорт у металлургов. Перевозки леса, которые в прошлом году рухнули на 14,2% после того, как страны ЕС ввели эмбарго на поставки из России, сократились еще на 1,7%. Погрузка строительных грузов стала меньше на 14,4%, цемента — на 4,7%, зерна — на 3,3%, химических грузов — на 2,9%, нефти и нефтепродуктов — на 1,1%.
 
 «Отрицательная динамика грузоперевозок третий год подряд очень хорошо отражает один из ключевых трендов российской экономики последних лет — устойчивое сокращение торговли с внешним миром», — констатирует MMI: в устойчивом минусе держатся перевозки экспортных грузов, главным образом сырья.
 
Кроме того, нарастают проблемы на самой сети РЖД: средняя участковая скорость движения поездов в первом полугодии упала до минимума за 12 лет (36,5 км/ч), а в отдельные месяцы падала ниже 35 км/ч — самого низкого значения с 1991 года.
 
Нарастающие проблемы с подвижным составом, попытка развернуть потоки грузов на Восток поставили сеть РЖД — третью по размеру в мире — на грань транспортного коллапса. В прошлом году число «брошенных поездов» выросло в 2,4 раза, до 42,6 тысячи, в том числе из-за массовых поломок локомотивов. Проблемы РЖД копились десятилетиями — это значительный износ парка оборудования в ремонтных депо, а также тепловозов, которые производились в Украине, отмечает главный редактор Rollingstock Agency Сергей Белов.
 
 В 2024 году по компании ударил кадровый голод — РЖД не хватает составителей поездов, осмотрщиков вагонов, монтеров пути, перечисляет глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров: «Все чаще дефицит кадров не просто ограничивает, но почти парализует работу станций».

t.me/moscowtimes_ru/27953

 

Комментарий: Анатолий Несмиян

Один из достаточно точных показателей состояния экономики - это грузоперевозки. Для России наиболее актуальной из всех транспортных отраслей является железная дорога, и РЖД отчиталась о продолжении глубокого падения и в этом году третий год подряд. В этом году год к году оно составило почти 6 процентов. 
 Косвенно это служит опровержением любых бодрых отчетов правительства и высшего руководства о неуклонном росте, который, по всей видимости, банально фальсифицируется. Не может расти экономика при падении показателей перемещения товаров. Точнее, может - но виртуальная ее часть и непроизводственная. С производством дела обстоят гораздо хуже. 
 Замедление падения транспортных перевозок тоже пока не наблюдается, а это означает, что и следующий год будет годом спада. Возможно, уже меньшего. 
 Пока основная часть падения перевозок по железной дороге базируется на продолжающемся крахе угольной отрасли. Коллапс экспорта угля поставил практически все угледобывающие предприятия на грань выживания. Уже почти нон-стопом идут сообщения о задержках выплат зарплат, а значит - скоро начнутся и забастовки и протестные выступления. В нынешних условиях с протестами справляются просто - посылают карателей. Не до сложных решений. Но тут можно и перегнуть, а обстановка все ближе и ближе к грани, за которую лучше бы власти не переходить. 
 В любом случае существенное падение транспортных перевозок прямо говорит о том, что власть банально лжет о реальном состоянии дел в экономике, а по классической модели за экономическим кризисом всегда следует социальный, после которого - политический.