Поговорим о судьбе переговоров и не соответствующих должности командиров...

На модерации Отложенный

Поговорим о судьбе переговоров и не соответствующих должности командиров...

Я всегда скептически относился к довольно частым заявлениям политиков и дипломатов о том, что любая война заканчивается переговорами. Глупость какая-то. Или я, возможно, неправильно понимаю слово «переговоры». О чем мы можем сейчас, к примеру, договариваться с Зеленским?


Очень грамотно в этом плане выглядит избранный президент США Трамп. Я имею в виду его предложение северокорейскому лидеру встретиться и поговорить. Трамп понимает, что война с КНДР выйдет ему боком. Нет, США вполне могут победить, но какой ценой?.. Да и Ким Чен Ыну воевать совсем не хочется. Зачем, если можно достичь своих целей за столом переговоров?


Переговоры возможны до войны. Когда оба противника уверены в своих силах и понимают, что победа будет стоить значительных потерь. Но когда драка началась, когда кровь уже пролилась, переговоры не ведут. Точнее так, ведут переговоры не об окончании войны, а о приостановке боевых действий.


Периодически такое желание возникает у обеих сторон. Те, кого бьют, хотят передышки для того, чтобы пополнить войска личным составом, вооружением и техникой. Те, кто бьёт, тоже понимают, что наступать бесконечно долго, завоевывая все новые и новые территории, невозможно. Логистика, организация новых путей снабжения наступающих, да и зачистка территорий требует времени.


Обе стороны, ведя такие переговоры, всего лишь готовятся продолжить войну. Когда это произойдет — не важно. Состояние войны может продолжаться достаточно долго. То есть говорить об окончании войны в этом случае глупо и вредно. Гражданские мало вникают в такие вопросы и потому часто уверены, что война закончена. Как, например, происходит сегодня с нами, когда речь ведется об отношениях РФ и Японии.


Война может закончиться в одном случае. Когда один из противников будет разбит и капитулирует. Можно ли назвать капитуляцию переговорами? Я сомневаюсь. Капитуляция никак не учитывает интересы проигравшей стороны. Победитель получает всё!


Наверное, некоторые читатели подумали, что речь пойдет о переговорах между Россией и Украиной. Оно и понятно, в прессе сегодня только и говорят на эту тему. Причем интересно, что на Западе о самом факте переговоров говорят уже как о свершившемся действии. Осталось утвердить «рабочие моменты», вроде исходных позиций сторон.


Наши же источники говорят о самой возможности таких переговоров... Но я хочу объединить тему переговоров с другой, совершенно не связанной с первой темой. Темой командиров, которые показали себя неспособными командовать в боевой обстановке, но почему-то продолжающими служить в армии, а не отправленными «на заслуженный отдых». Итак, командиры и дипломаты...


Сирия как пример «растянутой резины» в военном деле

Помните, сколько внимания мы уделяли событиям в Сирии до начала СВО? Потом, по мере развития конфликта на Украине, сообщений из Сирии становилось все меньше и меньше. Тема перестала быть горячей. И сегодня мало кто вообще может что-то сказать о том, что там происходит.


А происходит там ровно то, о чем я писал выше. Помните, с каким оптимизмом нам рассказывали о победе дипломатии России и Турции и остановке боевых действий в Сирии. Турки уговорили одну сторону, мы другую, и... всё. Навоевались и стали жить мирно. Победа дипломатов над военными, победа слов над пушками. Очень оптимистично тогда это выглядело.


Четыре года мира, которые использовала исламская группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» для укрепления своих сил. Причем, что тоже немаловажно, при поддержке протурецких сил. Четыре года, которые «расслабили» сирийскую армию, да и нашу тоже. «Хайят Тахрир аш-Шам» прекрасно усвоили уроки истории.


Идет наступление на когда-то занятый русской армией Алеппо. До 500 пехотинцев при поддержке бронетехники, в том числе и захваченных у сирийской армии танков. При этом внезапно выяснилось, что сирийская армия испытывает проблемы с топливом! Да и низкая плотность обороны способствует быстрому продвижению противника. До Алеппо осталось совсем немного. По некоторым данным, буквально пара километров…


То, что я сейчас напишу, возможно, вызовет ступор у некоторых читателей. Итак, наступление на Алеппо по своей сути является почти копией украинского наступления на Курскую область. То есть мы не обучаемы! Даже кровь нас не учит... Мы все равно допускаем те же ошибки, что и раньше. Забываем все, лишь только оказываемся в другой местности.


Разведка в обоих случаях была прекрасно осведомлена о подготовке наступления. О концентрации сил и прочих сопутствующих подготовке такого мероприятия вещах.

И в обоих случаях командование не обратило внимание на данные специалистов. Это что? Уверенность в себе, в своих силах?


Такое ощущение, что в штабах сирийской армии и в наших штабах тоже сидят совершенно «необстрелянные» офицеры и генералы с «мирным отношением» к войне. Или те, кто просто не умеет воевать, кого выгнали с передовой за профнепригодность...


Я не ставил себе целью подробно писать о сирийском наступлении. Думаю, что и наши генералы, и сирийские уже спохватились и начали принимать меры по его остановке. Да и в высоких штабах, наверное, уже вспомнили о Сирии. Я о другом. О том, почему эти самые генералы продолжают командовать? Или генеральские звезды дают какой-то иммунитет?


Опять Клуб веселых и находчивых

Когда-то, в советское время, про армию говорили, что это КВН. Место, где сразу ясно, кто есть кто. Если ты «веселый», т. е., по мнению начальства, залетчик, не соответствуешь занимаемой должности или просто разгильдяй, то прямая тебе дорога на восток или юг. Подальше от Москвы, подальше от начальства. Будешь «весело» служить в Тьму-Таракани и выйдешь на пенсию в лучшем случае комбатом, майором или подполковником максимум.


А для находчивых были столичный и другие центральные округа, группы войск и прочие академии, была перспектива. Правда, и «опасностей» там было больше. При большой концентрации «находчивые» старались «есть» друг друга быстрее. Там своя жизнь. Для офицера из глубинки увидеть генерала в метро было почти чудом. Для москвичей же это норма...


Мне кажется, что Сирия сегодня тоже относится к местам службы «веселых». А что? Почти пять лет там тихо. Было. Политическое и военное руководство, занятое СВО, не особо любит посещать такие места. А найти местечко для провинившегося офицера или генерала — дело нехитрое. Пусть сидит тихо и руководит... Но возникает вопрос: зачем?


С одной стороны, мы говорим о появлении огромного количества офицеров, которые в реальных боевых условиях проявили качества полководцев, которых необходимо просто обучить в академиях и направлять на генеральские должности. А с другой стороны, «загоны для веселых»…


В СССР мы могли себе позволить существование таких «загонов». А сейчас можем? Ежедневно мы слышим о том, что опасность мировой войны возрастает, что Бабахнуть может в любой момент. Кто тогда пойдет защищать Москву в очередной раз? Откуда опять прибудут «панфиловцы»? Кто будет ими командовать?


В условиях, когда война с НАТО стала почти реальностью, когда у нас не будет второстепенных направлений! Запад, восток, юг, север… «Загон» в любом направлении будет грозить России неприятностями (очень мягко выразился) везде. Даже в тылу. Училища, университеты, академии, военное производство и прочее. Это тоже главные направления!


Думаю, события в Сирии заставят задуматься командование ВС РФ о ротации офицеров. Особенно тех, кто зарекомендовал себя перспективным командиром. Да и о сержантском составе стоит подумать. Убирать тех, кто не справляется, и ставить тех, кто достоин продвижения по службе. Если бы это было сделано раньше, сомневаюсь, чтобы противнику удалось бы застать нас врасплох в Сирии.


Вместо эпилога

Не буду делать никаких выводов. Уже несколько раз я писал о том, как командиры самых разных уровней ради красивого рапорта начальникам превращают хороших специалистов в плохих штурмовиков. Тем самым лишая свои части и соединения важнейших специалистов, значение которых уже давно доказано жизнью.


Сколько уже раз я слышал слова Верховного на его встречах с военными о том, что главное для любого командира — беречь людей. Беречь в самых сложных обстоятельствах. Но слышал я и его главную мысль, на которую мало кто обращает внимание. Не надо быстро, не надо ради рапортов и отчетов, надо беречь людей!


Главным человеком, который должен беречь людей, является командир. И чем выше должность командира, тем больше ответственность. Это касается и тех, кто не посылает солдат в атаку, а воюет словами, на переговорах. В том числе на таких, которые лишают побеждающих солдат победы. Они тоже ответственны за последующие смерти…


Вывод прост, как наивный детский взгляд на мир. Переговоры должны быть только в форме капитуляции, на наших условиях. Не соответствующих должности командиров не прятать в «загончиках», а увольнять. Тем более большинство генералов уже давно заслужили пенсию. Молодых офицеров выдвигать смелее, доверять им больше, а наиболее способных направлять на учебу в академии и университеты.


Одним из итогов любой войны является появление целого поколения талантов. Во всех отраслях жизни, от военного искусства до музыки и живописи. От производства до банковского дела и т. д. СВО не исключение...

Александр Ставер