Заглянем в «рыбные закрома»
На модерации
Отложенный
Экспертное суждение
Как это уже было не раз, в прошлые предновогодние праздники, тема стоимости рыбы, икры выходит на первые новостные страницы. На самых разных уровнях рыбные чиновники постоянно докладывают начальству, вплоть до президента, что рыбные закрома страны полны разнообразной рыбой, рыбопродукцией, включая крабов и красную икру. Всего хватит, не только на сейчас, но и на новогодний праздничный стол.
Однако потребитель всего рыбного, крабового, икорного – народ – не разделяет оптимизма рыбных чиновников. Причиной этому постоянно растущие розничные цены на рыбу и рыбную продукцию. Так, даже лукавый Росстат вынужден был констатировать, что еще в январе 2020 года килограмм среднестатистической разделанной рыбы обходился в 230 рублей, чуть дороже (что вполне объясняется приложенными к тушке усилиями) было филе – на уровне 350 рублей за кило, а в январе-мае 2024 года она перевалила за отметку 600 рублей за кило. Шутка ли, почти 2,5 кг куры или 2 кг свинины!
Динамика розничных цен на филе белой рыбы (треска, пикша, окунь и т.д.) с мая 2020 по июль 2024 года. По данным Росстата.
С января 2022 года цены на оба вида продукта взвились ввысь, слегка умерили пыл лишь к январю 2023-го, и дальше их росту уже ничего не могло помешать. По состоянию на июль года текущего, если верить Росстату, стоимость разделанной рыбы зафиксировалась на 310 рублях за 1 килограмм, филе подобралось к 550 рублям. Получается, что филе за 3,5 года подорожало на 53%, просто мороженая неразделанная рыба – на 44%, а всенародная слабосоленая сельдь – на все 100%. Так что и новогодняя «сельдь под шубой» обойдется не меньше 1,5–2,0 тыс. на семью с гостями.
По красной икре, которая всегда желанная на новогоднем столе, и говорить страшновато. Ее цена достигла исторического рекорда – превысила 8 тыс. рублей за килограмм. И это не придел. Эксперты предсказывают дальнейшее повышение цены на икру, вплоть до Нового года.
Накануне даже урожайного лососевого 2023 года красная икра чуть перевалила за 5 тыс. рублей за кг, а сейчас, в неурожайный 2024 год, во второй половине года она стремительно поднялась ввысь, к отметки 10 тыс. Это еще пока недотягивает до соответствующей розничной стоимости красной икры на капиталистических рынках США, Норвегии и других государств, где она достигает 14–21 тыс. рублей за кг. Правда, и средняя зарплата у американцев, норвежцев также значительно и в разы выше нашей, российской. Так что можно предположить, что цены у нас на красную икру будут стремиться догнать цены зарубежные – капиталистические, а вот зарплата вряд ли будет следовать этому тренду.
Невольно напрашивается вопрос: «А кто у нас в стране «рыбой рулит» и отвечает за создавшийся рыбно-икорный ажиотаж?»
Таких «рыбных рулевых» в настоящее время в нашей стране трое. Прежде всего, заместитель председателя правительства РФ Д.Н. Патрушев, курирующий в правительстве рыбную отрасль, затем министр сельского хозяйства О.В. Лут, определяющая политику в ней, формирование законодательной базы, и, наконец, руководитель Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестаков, ответственный только за рыболовство, аквакультуру и рыбную науку. Хотя на практике с него-то, с Шестакова, и наибольший спрос за все, что происходит с рыбой. И главное – за количественное потребление ее населением страны, качество рыбопродукции и ее стоимости на прилавках магазинов.
Вполне допустимо, что кураторы рыбного хозяйства лично в море за рыбой не хаживали. Да и по базовому своему образованию и опыту работы они весьма далеки от рыбной отрасли. Но полагаю, что все они все же приверженцы рыбы, как ценного продукта питания и с ресторанным рыбным меню и ценами на нее хорошо знакомы.
Вот с их-то подачи и гуляют по стране и среди властных структур разные термины и надуманные показатели, касающиеся происходящих непростых изменений в рыбном хозяйстве страны и ее эффективности. Правда, само рыбное хозяйство (термин установлен законом) кураторы именуют «рыбохозяйственным комплексом», не поясняя, что это такое и кто этим монстром управляет на федеральном уровне. И главное: «Кто все же из них несет ответственность перед народом за результаты ее деятельности и по каким критериям?»
Среди других терминов и показателей часто употребляются такие, как «трансформация рыбохозяйственного комплекса», «модернизация рыбохозяйственного комплекса», показатель «самообеспечения рыбой» и замысловатый учет «потребления рыбы населением страны в сырце».
Эти термины и показатели для улучшения работы отрасли, доступности рыбы населением страны в практическом плане ничего не дают. К тому же их смысл, полагаю, непонятен как большинству представителей отрасли, да и самим чиновникам.
Все это введено в служебный лексикон и широко тиражируются больше для возвеличивания того, чем они рулят в области, и подчеркивания своих «трудовых достижений» в глазах высокого начальства.
Кажется, недалеко то время, когда «рыбохозяйственный комплекс», получив научное обоснование, будет принят и законодательно. Вот уж действительно это станет новым словом в мировой рыбохозяйственной науке и практике!..
Не буду утомлять читателя, что в действительности обозначают эти термины. С содержанием их можно ознакомиться в любом толковом словаре. К тому же об этом неоднократно упоминалось в СМИ, особенно на рыбацких сайтах, включая сайт ИА RЕХ (https://iarex.ru/articles/139900.html).
Упомяну все же такой, утвержденный не так давно Правительством Российской Федерации, показатель, как «уровень самообеспечения рыбой и рыбопродуктами». Под ним понимается, в какой мере собственный улов и производство способны удовлетворить все потребности страны. Расчет его осуществляется по следующей лукавой формуле: «процентное отношение объема улова рыбы и добычи других водных биоресурсов, включая изъятие объектов товарной аквакультуры, к объему внутреннего потребления». Обращаю внимание: не к «потребности страны», а только к «внутреннему потреблению». Вновь на ходу произошла подмена базовых понятий.
Вроде все ясно и просто. Почему же эта простота нередко воспринимается как «лукавая»? Да потому, что «объем внутреннего потребления» в нашем внеплановом рыбном хозяйстве не устанавливается. Берется он как показатель потребления рыбы и рыбопродуктов, да еще и в сырце, населением страны. При таком подходе всегда «уровень самообеспечения рыбой и рыбопродуктами» будет зашкаливать за 150% и выше. Что и происходит и о чем пафосно докладывается. Фанфары в честь победителей гремят по всей стране. По факту же «самообеспеченность» не повышается, а постоянно снижается.
Об этом свидетельствует такой показатель, как потребление рыбы и рыбопродукции в сырце населением страны, которое публикует Росстата. Так по этим данным в 2023 году потребление составило около 19 кг/чел./год по сравнению с 24 кг/чел./год в 2014 году. Переведем эти показатели из сырца в продукцию, тогда потребление составит 14–16 кг/чел./год при рекомендованной норме Минздрава России в продукции, не в сырце, 28 кг/чел./год. Комментарии, полагаю, читатель сделает сам.
Динамика потребления рыбы в сырце населением России с 2011 по 2023 год по данным Росстата.
О росте цен на рыбную продукцию, не говоря уже о ценах на красную икру, не рассуждают только ленивые. Справедливости ради следует упомянуть, что цены растут и на другие продукты питания. Допустим, на сливочное масло. Объясняя подобное явление, министр сельского хозяйства, Оксана Лут пришла к уникальному открытию, что «…рост цен на сливочное масло в России наблюдается, в том числе, и потому, что растут доходы населения». Последнее, дескать, вызвало и продолжает повышать спрос на такой продукт, как сливочное масло, что и ведет к росту розничных цен. По такой логике и рост стоимости рыбы и красной икры можно оправдать. Но факты не подтверждают такого же стремительного роста нашей заработной платы, как рост розничных цен на рыбу и рыбопродукты, включая красную икру. Последняя, как уже упоминалось, перевалила исторический максимум и достигла отметки в 10 тыс. рублей за кг. И это, по мнению экспертов, еще не предел.
Рассмотрение динамики роста розничных цен на белую рыбу, исходя из данных Росстата с 2020 года по 2024 год, свидетельствует, что на них, наряду с другими факторами, оказало влияние и закредитованность рыбопромышленников в результате проводимых аукционов, инвестквот, повышение платности рыбных ресурсов и т.д. Суммарно она достигает 1,2 трлн рублей, что свидетельствует о скатывании рыбной отрасли к банкротству.
Все это ведет к росту оптовых и розничных цен. Определенную долю в рост розничных цен вносят и многочисленные посредники, и недобросовестная конкурентная борьба с русской спецификой, на которую почти не реагирует ФАС.
И главное. Несмотря на проводимую теми, кому поручено «рулить рыбой», «трансформацию, модернизацию рыбохозяйственного комплекса», в целом он функционирует неэффективно.
Так и не решили руководители рыбной отрасли поставленную президентом России В.В. Путиным перед ними еще в октябре 2015 году основную целевую задачу: «…наполнения российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией…»
Как ни странно, никто из лиц, ответственных за рыбную отрасль, не отчитался перед руководством страны, не говоря уже об информации народа, по исполнению этой директивы. Да и не один из федеральных органов, а это Минсельхоз, Росрыболовство, «рулящих рыбой», в своих положениях и полномочиях не имеют прямых указаний решать поставленную президентом задачу.
Опыт последнего десятилетия убедительно свидетельствует о необходимости повысить статус федерального органа, ответственного за положение дел в рыбной отрасли, с наделением его соответствующими полномочиями и подчинением его непосредственно Правительству России.
Наступила пора спрашивать по всей строгости закона с тех государственных чиновников, кто неспособен эффективно выполнять поручения президента, касающиеся обеспечения населения страны рыботоварами по доступной цене.
Нужна и новая рыбохозяйственная политика с учетом прошлого исторического опыта, уроков современного периода в условиях рыночных отношений с российской спецификой, действующих санкций и с социальной направленностью работы рыбной отрасли страны на перспективу.
Ее главным целевым показателем должно быть обеспечение рыбой и рыбопродуктами населения страны не ниже нормы, рекомендованной Минздравом России, – 28 кг/чел./год. Напомню, что в советское время с «рулевых рыбных» и спрос был за фактическое потребление рыбы и рыбопродукции населением страны, за ее качественный, разнообразный ассортимент и доступную стоимость.
Вячеслав ЗИЛАНОВ,
экс-заместитель министра рыбного хозяйства СССР,
заслуженный работник рыбного хозяйства России,
лауреат премии «Слово к народу 2020 г.»
Комментарии