Полдень русской словесности

На модерации Отложенный

Даниил ДИДЕНКО

Выпуск альманаха «Полдень», 22-й по счёту, стал для меня открытием. Будучи человеком с «обочины» литературного процесса, прошлые номера сборника я пропустил. Сейчас «наверстываю».

Первые впечатления — восторг от жанрового и тематического разнообразия альманаха. Следом, уже после прочтения, задумался ни много ни мало о его предназначении. Буду краток.

В трудах великого русского мыслителя Константина Аксакова, имя которого неразрывно связано с Москвой, можно найти приближенную к идеалу концепцию устройства России, сформулированную еще в XIX веке. Если попытаться обобщить ее, то получим примерно следующую идею: государство должно получить полноту власти, а народ — право на свободу мысли и «духовный подвиг жизни».
Аксаков мыслил будущее Родины как глубокое культурно-нравственное единение страны и ее граждан. С того момента минули столетия. И вот мы снова собираем по крупицам наследие Русского мира, неотъемлемой частью которого является литература. И на мой взгляд, «Полдень» вносит большой вклад в сохранение и развитие отечественной словесности. Обратимся к содержанию недавнего выпуска альманаха. 
Читателя встречает напутствие главы городского округа Мытищи Юлии Купецкой: «В своих произведениях [авторы] отразили красоту природы и всего окружающего мира, а главное, любовь к Родине, к своему Отечеству и своему народу». — В этом смысле 400-летний юбилей славных Мытищ, ставших оплотом русской державности в центральной России, является не только памятной датой, но и своеобразным Рубиконом — поводом в очередной раз обратиться к литературному наследию наших великих предшественников.
Живую связь времен и поколений в статье «Шумно и весело живут в Мытищах…» раскрывает замечательный мастер слова Владимир Шаров. Он подробно описывает события, связанные с Мытищами, через призму жизни знаменитых русских писателей и деятелей культуры. Так, Николай Карамзин, автор «Истории государства Российского», часто останавливался в усадьбах Подмосковья. А в его пьесе «Только для Марфино» участвовали известные личности, включая Василия Львовича Пушкина.

В альманахе много поэтических произведений разного жанра и направления. Александр Бобров в стихотворении «Я снова пойду по России…» говорит о дорогах лирического героя-путешественника, движущегося: «По трактам ее постоянным, / По временным тропам зверья, / По ясным и мрачным полянам, / По мягким иголкам жнивья». В стихотворении «Подмосковье» поэт продолжает тему пути. В окне электрички мелькают родные пейзажи: «Среди суглинистой долины / Песчаный холм шумит сосной, / А тень таежной ели длинной / Летит дубравою сквозной». 
Лирика — это вечные темы любви, воспоминаний, размышлений. В стихотворении Александра Боброва «Собрат» герой рефлексирует на тему одиночества и прошедшей любви на фоне зимней Москвы: «Изначальные наши снега / Беззаботнее были и чище. / И сейчас в них утонет нога, / Только поезд умчит за Мытищи».


В статье Юрия Петрунина «Творческое содружество трех поколений» рассматривается творческое наследие литераторов земли Мытищинской, в том числе тех, кто жил в советское время. Не обойден вниманием поэт Дмитрий Кедрин и его произведения, созданные в Мытищах. А ещё Юрий Петрунин рассказывает о поэтах-фронтовиках. Стихи Бориса Весельчакова были посвящены строительству московского в метро, в Великую Отечественную поэт все четыре года служил армейским газетчиком, а в 1946 году при районной газете «Путь к победе» основал литературное объединение, которому Юрий Петрунин отдал основную часть своей жизни.
Одним из ключевых произведений альманаха, своеобразным духовным стержнем, является повесть Николая Олькова «Мать — сыра земля». Писатель хорошо знает деревенскую жизнь. Автор раскрывает важность связи человека с родной землей, где сама природа становится символом Родины: «Земля, вспаханная заботливыми руками крестьян, хранит в себе не только хлеб, но и память предков, их боль и радость».
В повести затрагиваются темы утраты и преемственности поколений. Главная героиня через свою связь с землей обретает смысл жизни и внутреннее примирение. Николай Ольков показывает, как духовные традиции становятся основой выживания народа. Его герои, несмотря на трудности военного времени, черпают силы в национальной традиции, поддерживая связь с предками и землей: «Мать сыра земля не просто кормит, она учит, как быть стойкими и верить в будущее».

«Созвучие душ» Виктора Сошина — замечательная литературоведческая работа, сфокусированная на теме внутренней связи между людьми через культуру, искусство и духовные ценности. Автор рассматривает литературу как способ объединения людей на глубоком эмоциональном уровне: «Созвучие душ — это не просто художественное выражение, а живой процесс, в котором каждый находит свою мелодию в общем симфоническом звучании народной жизни».
Виктор Сошин подчеркивает важность диалога поколений и культурной преемственности, продолжая основную идею всего альманаха о живой связи прошлого с настоящим. «Наша общая задача — услышать этот зов наших предков, их голоса, которые звучат сквозь время в каждом произведении искусства, в каждом стихотворении и строке прозы».
Статья Лидии Сычёвой «Ритмы русской истории» — глубокое размышление о роли литературы и личности писателя в формировании национального самосознания. Работа посвящена истории создания поэмы Валентина Сорокина «Дмитрий Донской» (это произведение представлено в альманахе вслед за статьей). Автор пишет: «Дмитрий Донской» — особенная поэма. Автор словно поднялся на вершину, с которой видно всю Россию: «Так здравствуй, стольная Москва, Славян престольная твердыня, Всем русским княжествам глава И верная опора ныне!»
Статья Юлии Лавряшиной «Открытие города» возвращает читателя к одной из основных тем альманаха — 400-летию Мытищ. Размышления автора о посильном вкладе мытищинских литераторов и краеведов в сохранение русского национального самосознания становятся финальным аккордом в симфонии ритмов и смыслов, которые звучат на страницах альманаха. 
Альманах «Полдень» представляет собой не только содержательное богатство литературных жанров, идей, тем, но и дает современному писателю необходимое пространство для «духовного подвига жизни».