Поздравление… изгнанием

На модерации Отложенный

На днях высшему педагогическому образованию в Хабаровском крае исполнилось 90 лет. Круглая дата связана с образованием в 1934 году Хабаровского государственного педагогического института, который сегодня существует в виде Педагогического института Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ). Однако многие преподаватели и студенты встретили юбилей в мрачном настроении, а некоторые даже отказались участвовать в юбилейных мероприятиях: «Не хотим участвовать в поминках». Причина – решение руководства ТОГУ о переводе учебного процесса из исторически сложившегося комплекса зданий в центре Хабаровска, где высшее педагогическое образование развивалось с 1930-х годов, в здания университета на другом конце города.

  В 1930-е годы стремительно развивавшемуся Дальнему Востоку как воздух требовались кадры высшей квалификации, которые в нужном количестве могли быть подготовлены лишь на месте: завоз специалистов из других регионов не мог закрыть всех потребностей. Именно поэтому в числе первых советских учреждений высшего образования на Дальнем Востоке возник Хабаровский пединститут: без подготовки квалифицированных учителей и их последующей работы в школах края невозможно было подготовить абитуриентов для техникумов и вузов, которые могли бы успешно осваивать столь нужные для региона профессии. За 1940—1960-е годы институт стал флагманом педагогического образования на востоке страны, а его выпускники прославили свою alma mater далеко за пределами края.

Воспитанники тех, кто окончил Хабаровский пединститут, своим созидательным трудом способствовали комплексному развитию Дальнего Востока — строили Байкало-Амурскую магистраль, развивали промышленность и сельское хозяйство, социальную сферу, науку, культуру… В каждой странице истории региона есть строки, написанные коллективом Хабаровского пединститута, его выпускниками и их воспитанниками. В 1990-х институт приобрёл статус университета, в 2005 году расширил свой профиль до гуманитарного, а в 2012-м… был признан «неэффективным», и после пресловутой «оптимизации» в 2015 году его присоединили к Тихоокеанскому государственному университету (в прошлом — Хабаровскому политехническому институту).

Ломка складывавшейся десятилетиями структуры продолжилась в 2023 году. Из педагогического института был выделен институт лингвистики и межкультурных коммуникаций, а факультеты и кафедры были упразднены — вместо них появились высшие школы. Например, прежде слитые воедино кафедры истфака объединили вместе с кафедрой педагогики в «высшую школу педагогики и истории», несмотря на несогласие коллективов обеих кафедр. Однако на этом эксперименты не окончились…

29 октября ректорат принял решение о выселении пединститута и института лингвистики из шести корпусов в центре города. Новое место дислокации было определено в здании бывшего университета экономики и права, присоединённого к ТОГУ в 2023 году, и в главном здании ТОГУ. Туда институты должны переехать к началу февраля. Почему в самом разгаре учебного года, к тому же суровой дальневосточной зимой? Руководство ТОГУ объясняет спешку заботой о жизни и безопасности обучающихся. По логике ректората, корпуса в центре города имеют высокую степень износа и могут представлять угрозу для их обитателей. Была названа сумма 3 миллиарда рублей, необходимая для ремонта, которая у вуза отсутствует.

Поэтому единственный выход — всех переселить, корпуса законсервировать и ждать проведения экспертиз вместе с решением минобрнауки о том, как использовать здания дальше. Ещё одна объявленная причина — якобы недостаточная учебная загрузка корпусов, что делает их использование экономически нерентабельным. О возврате переселяемых студентов и преподавателей обратно даже в отдалённой перспективе речь не идёт.

Решение ректората произвело эффект разорвавшейся бомбы, вызвав массовое возмущение сотрудников и студентов. Дело в том, что идея переезда, предложенная ректоратом учёным советам институтов минувшим летом, была ими отвергнута, а её широкого обсуждения со студенческим и педагогическим коллективом вообще не было. Их просто поставили перед фактом и призвали следовать логике: «Мы управляем, а вы должны подчиняться и не обсуждать приказы».

Но обсуждать принятое решение всё же пришлось, поскольку очень быстро скандал вышел в публичное поле и стал предметом острого общественного обсуждения.

Встреча преподавателей, сотрудников и студентов с ректором, состоявшаяся 5 ноября, длилась 7 часов. Ректору было сказано, что достаточных оснований для переезда не существует, поскольку ремонт корпусов можно проводить поэтапно и это следовало сделать уже давно. К тому же ни один документ о состоянии корпусов не был представлен даже директорам институтов. Всех желающих ознакомиться с бумагами члены ректората отправили в прокуратуру, поскольку в документах якобы содержится информация антитеррористического характера. Финансовая сторона вопроса также абсолютно непрозрачна.

Решение о переезде совершенно не проработано, не учтены все риски, которые он повлечёт за собой. С переездом учебный процесс придётся осуществлять в условиях крайней тесноты и скученности, поскольку отводимые для переезда площади гораздо скромнее по размеру: они не смогут вместить ни людей, ни лабораторного оборудования, ни библиотек и учебных материалов перевозимых высших школ, ни другого имущества, необходимого для многогранной деятельности научно-образовательных направлений, которые развивались с 1930-х годов.

По мнению многих студентов и сотрудников, переезд не только парализует учебный процесс, но и закроет возможности для расширения увеличения наборов на педагогические и лингвистические специальности. Если в исторически сложившемся комплексе зданий для этого есть все условия, то на новом месте их не будет. Отдельная проблема — транспортная доступность. Уже сейчас район, куда планируется переселение, задыхается от пробок. И направление туда свыше 3 тысяч человек ежедневно приведёт как к транспортному коллапсу, так и к проблемам с доступностью: увеличится время на дорогу, а нерегулярно ходящий транспорт зимой создаст угрозу для здоровья пассажиров.

Отдельный аспект — историческая память. Построенный в архитектурном стиле конца 1930-х годов главный корпус пединститута — первое здание в Хабаровском крае, специально возведённое для высшего учебного заведения. Оно стоит на пересечении улиц Карла Маркса и Евгения Дикопольцева — улица названа в честь студента физмата ХГПИ, Героя Советского Союза, совершившего свой бессмертный подвиг во время битвы за Днепр. На здании и внутри него закреплены мемориальные доски в честь известных учёных и выпускников. В здании открыт мемориал сотрудникам и студентам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник Пушкину, открытый у пединститута в 1949 году, стал его настоящим символом и местом ежегодного проведения Пушкинских чтений.

Однако, с точки зрения ректора Юрия Марфина, «дух педагогического института сохраняется не в стенах, а в людях». И, как опять же следует из его слов на встрече с преподавателями, историческая память должна быть экономически оправданной. Стоит ли говорить, что если бы в России и мире следовали такому подходу, то на месте МГУ и Сорбонны мы бы сегодня наблюдали руины.

Полноценного конструктивного диалога между ректоратом и студенческим, педагогическим коллективами не получилось. Ректорат настаивает на своём, преподаватели, сотрудники и обучающиеся считают аргументы в пользу переезда недостаточными и дающими повод для распространения самых различных суждений о судьбе зданий. В том числе звучат предположения, что настоящая цель спешного переезда — желание каким-то образом распорядиться дорогой землёй в самом центре города.

Не встретив понимания у ректората, студенты, преподаватели и сотрудники начали сбор подписей под обращением на имя президента России В. Путина с просьбой отменить решение о переезде и провести плановый ремонт корпусов. Авторы обращения заостряют внимание на том, что изгнание пединститута и института лингвистики из исторически сложившегося комплекса зданий — это прямая угроза и развитию региона, и задаче достижения технологического суверенитета России, и декларируемому повороту России на Восток. Осознаёт ли власть последствия пагубных экспериментов в образовании на примере отдельно взятого вуза — в скором времени станет известно.

Станислав СЛИВКО, 
кандидат исторических наук, 
доцент Педагогического института ТОГУ.