Выступление зам. Постпреда РФ на заседании СБ ООН в связи с докладом прокурора МУС: "Суд ничего не сделал для того, чтобы найти виновных в зверском убийстве М.Каддафи"

На модерации Отложенный

Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой на заседании СБ ООН в связи с рассмотрением доклада прокурора Международного уголовного суда о расследовании ситуации в Ливии

Г-н Председатель,

Для начала хочу сделать оговорку относительно брифинга так называемого прокурора МУС. Мы не видим пользы для Совета от заслушивания г-на Хана. Мы не считаем его независимым прокурором. Его доклады бессодержательны и призваны скрыть реальное положение дел. В отношении него ведется расследование по обвинениям в сексуальных домогательствах к молодой сотруднице. В таких обстоятельствах г-ну Хану как международному чиновнику надлежало бы приостановить выполнение своих функций. Однако он этого не сделал и считает себя в праве брифинговать Совет. Это красноречиво говорит о том, что именно происходит в псевдосуде.

Г-н Председатель,

Хотели бы напомнить, что г-н Хан до недавнего времени возглавлял другую международную структуру – Следственную группу по расследованию преступлений ИГИЛ/ДАИШ в Ираке. Эта группа бесславно окончила свою деятельность, истратив немало денег ООН и так и не оказав помощь Ираку, что было предписано ее мандатом. Однако г-н Хан регулярно приезжал в Нью-Йорк и выступал перед Советом, отчитываясь о якобы проделанной работе.

Теперь мы наблюдаем схожую ситуацию в деятельности МУС на ливийском направлении. Сегодня нам предстоит рассмотреть очередной пустой 28-й по счету доклад, в котором по-прежнему нет ответа на главные вопросы: что было сделано для реализации поручений Совета в резолюции 1970, почему они так и остались невыполненными и кто понесет за это ответственность.

Зато прокурор рапортует об успешном следовании «дорожной карте», которую Совет не просил его составлять и выполнять.

Отличительной чертой дельности г-на Хана является не только то, что он не выполняет поручения Совета, но и то, что он действует вопреки данным ему поручениям.

Например, из доклада мы узнали, что МУС занялся расследованием текущих событий в Ливии. Недавно рассекреченные ордера на арест в отношении шести лиц подтверждают, что МУС без какого-либо решения Совета приступил к реализации собственных планов.

Напомним, Ливия не является участником Римского статута. Совет Безопасности никакие новые события или ситуации в Ливии в МУС не передавал. Поэтому попытки расширения этим псевдосудом собственной юрисдикции не имеют под собой никаких оснований. Это самый обычный произвол. Хотя для МУС давно стало нормой принесение юридических соображений и даже логики в жертву политической целесообразности.

Впрочем, даже внутри МУС есть люди, которые понимают, что нельзя игнорировать резолюции СБ. Так, судья С. Флорес Льера в своем особом мнении обратила внимание на чрезвычайно расширительное толкование своими коллегами мандата МУС на основе резолюции Совета 1970. Она справедливо не согласилась с тем, что события в Тархуне в 2019-2020 гг. являются частью вооруженного конфликта, начавшегося в Ливии еще в 2011 году.

Действительно, логика прокурора и санкционировавших его запрос судей, сугубо превратна.

Она позволяет продолжать саботировать расследование событий в рамках той ситуации, которая действительно была передана резолюцией СБ 1970. Суд, например, ничего не сделал для того, чтобы найти виновных в зверском убийстве М.Каддафи при помощи сил НАТО или наказать тех западных военных, действия которых привели к гибели многочисленных гражданских лиц. При этом Суд почему-то считает себя вправе заниматься любыми другими событиями в Ливии, пусть они и произошли десять лет спустя. К слову, в этой резолюции речь шла о подозрении в совершении преступлений против человечности, однако в новых ордерах на арест выдвинуты обвинения в военных преступлениях, о которых в резолюции нет ни слова.

Впрочем, данный псевдосуд игнорирует не только документы Совета Безопасности, но и нормы международного права, включая те, которые составляют фундамент многосторонности, на которых зиждется ООН, и которые являются частью Устава ООН.

Никто и никогда эту инстанцию подобными полномочиями не наделял. Погрязший в политизации, двойных стандартах и коррупции МУС не имеет никакого отношения к борьбе с безнаказанностью. И это становится очевидным все большему количеству государств, это хорошо просматривается по результатам недавнего голосования в Генассамблее по ежегодному докладу МУС. Даже не все участники Римского статута оказались готовы поддержать сотрудничество с этой псевдоправовой структурой. Соответственно, ни о какой универсальности речи не идет. МУС – это просто договорный орган с ограниченным количеством участников и совершенно отдельный от ООН.

Г-н Председатель,

Очевидно, что МУС не помог в урегулировании внутриливийского конфликта. Его настойчивое продвижение политической повестки дня здесь и в других ситуациях, наоборот, является препятствием на пути достижения устойчивого примирения на основе общенационального консенсуса всех политических сил. В этой связи, а также в связи с непозволительным игнорированием решений Совета Безопасности со стороны МУС, считали бы правильным отозвать как ливийское, так и дарфурское досье из Суда. Что касается борьбы с безнаказанностью – эту задачу стоит доверить тем, кто с ней справится – а именно национальным судебным органам, в данном случае – Ливии.

Благодарю Вас.

ПС

"Тархуна уже давно получила печальную славу города, где неоднократно обнаруживались братские могилы. В 2015 году контроль над ним вместе с братьями и бойцами одного из племен установил лидер группировки "Канийят" Мухаммед аль-Кани. Позднее он не раз обвинялся в массовых расправах над местными жителями, большая часть которых была совершена еще до начатого в апреле 2019 года Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара наступления на Триполи.

Во время битвы за столицу аль-Кани примкнул к хафтаровцам. После окончания боевых действий, перемирия и отвода боевых частей ЛНА от Триполи в Тархуне вновь начали находить множество массовых захоронений с десятками тел погибших.

В ноябре 2020 года США включили аль-Кани, который, как считают в Вашингтоне, выступал на стороне сил Хафтара, в свой санкционный список, возложив за него ответственность за массовые убийства гражданских лиц, пытки и похищения в городе."