«Линия надрыва» — три века дружбы и ненависти

На модерации Отложенный


Завершена работа над уникальным проектом, созданным Медиагруппой «Комсомольская правда» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Проект переведен на английский и будет ориентирован также на зарубежную аудиторию.
 
 «Линия надрыва» — это документально-художественное исследование о том, как на протяжении трёх веков развивался и креп на просторах Украины искусственно выращенный ядовитый плющ — украинский национализм.
 
В диджитал-проект интегрирован художественно-документальный фильм из 4 серий, рассказывающий историю двух киевских друзей, чьи судьбы разрывают войны и идеология. Пережив Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны, герои оказываются по разные стороны баррикад. Бывшие друзья становятся врагами, а борьба за близких и родной город держит зрителей в напряжении до последнего кадра.
 

t.me/truekpru/167547

 

Комментарий: Анатолий Несмиян

Просто чтобы уточнить. Национализм - это идеология строительства национального государства. Национальные государства - продукт индустриальной фазы развития.
 
 Три века назад ни в России вообще, ни на территории нынешней Украины и близко не было индустриальной фазы развития, ее начало можно маркировать концом 19 века. Поэтому никто не мог «взращивать» на территории Украины три века назад национализм по причине того, что не было предмета взращивания.
 
 Откуда появилась эта ахинея про «три века», понятно - банальные рыночные отношения. У власти есть спрос, мастеровитые пропагандисты сваяли нетленку, обслужив этот спрос. То, что даже концептуально их изделие не выдерживает никакой критики, никакого значения не имеет. Вы просили - мы вам сделали красиво.
 
 Для периферийных и буферных территорий (а Украина - это именно такая территория, находящаяся между двух крупных цивилизационных блоков) строительство национального государства - дело весьма непростое, так как такое государство обязано выстраиваться в сложных балансах. Ни первая Украинская республика с ее дикой петлюровщиной, ни вторая Украинская республика создать такие балансы не смогли.
 
 Скорее всего, проблема кроется не столько во внешнем влиянии (неважно, кто именно взращивал украинский национализм - австро-венгерский генеральный штаб или Британия), сколько внутренней неспособности украинских националистов к строительству такого сложного сбалансированного государства. Что неудивительно, так как украинский «национализм» имеет все признаки «хуторского» - то есть, глубоко традиционного, что в корне противоречит самой идее строительства национального государства.
 
 Большой хутор размером с треть Европы - это еще не государство. Точно так же, как большое село - это еще не город, даже если в нем будет жить миллион человек. Городская цивилизация и индустриальная фазы развития коренным образом отличаются от своих предшествующих им фаз развития.
 
 Проблема Украины в том, что ее как государство, дважды строили люди именно с традиционной ментальностью и по традиционным лекалам.
 
 Кстати, именно поэтому меня искренне веселят российские «почвенники» и прочие ультра-традиционалисты, называющие себя националистами. Большего оксюмурона представить себе невозможно. Либо ты националист - и тогда отбрасываешь традиционные ценности ради движения в индустриальное общество, либо ты фундаменталист и сторонник хатынки и помещичьего фольварка, но тогда ты не можешь в принципе называть свои идеи националистическими, так как никакого национального государства ты строить не собираешься.