Отмененный праздник 7 ноября: почему нужно помнить об СССР, который мы потеряли

На модерации Отложенный

И сегодня есть смысл добрым словом вспомнить наших предков, благодаря которым эти ценности были реализованы.

Важная часть истории

В основе любой великой страны лежит революция, предмет национальной гордости граждан страны: Английская Славная революция, Великая Французская, война за независимость США, Коммунистическое восстание в Китае. Иногда эти процессы шли отчасти сверху - как при Бисмарке или Ататюрке - но всегда сопровождались массовым вовлечением миллионов людей и насильственной ломкой прошлой мертвечины, исключавшей всякое реформирование. Именно в результате революций подданные государя становились народом и решительно меняли судьбу своей страны в сотрудничестве с частью прежней верхушки или с выдвижением качественно новых сил.

Надо понимать, что революция - это не переворот. Ее нельзя свести к замене одной правящей группировки на другую. Революция предполагает глубокую социальную трансформацию общества в целом, формирование новых социальных и классовых групп, коренные сдвиги во всем устройстве общества. Разумеется, этот процесс может сопровождаться отступлениями и новыми волнами подъема, и растягиваться по времени на десятилетия, если не более того. Скажем, война между Севером и Югом в США, в основе которой был вопрос преодоления рабства, в известном смысле слова длилась более ста лет, пока не была преодолена сегрегация и дискриминация черного населения. Французская революция, ставившая цели Свободы, Равенства и Братства, происходила не только в 1789 году, но и в 1830, 1848, 1871 и в известном смысле слова закончилась только с разорением рантье и конфискацией имущества коллаборантов по итогам двух мировых войн.

И в США, и во Франции, и в Китае люди гордятся революциями и считают их важнейшей частью своей истории. В этом смысле современная Россия исключение. У нас вместо революционной этики процветает контрреволюционная. Отрицание собственной истории. Но, может, действительно лучше было без 1917- го года? Что вообще было тогда в повестке дня?

Чего хотели большевики и что у них получилось

Программа РСДРП, принятая в результате ожесточенных дискуссий на II съезде партии, состояла из двух блоков.

Один был политическим, и, очевидно, что именно он и не был реализован. В нем говорилось о «сосредоточении всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания», выборности судей народом, неприкосновенности жилья и неограниченной свободе печати, митингов и забастовок.

Во втором говорилось про 8-часовой рабочий день, запрет детского труда, бесплатное образование, снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства, изъятие помещичьих земель, организацию детсадов (да, да!) и два выходных в неделю.

Кто может сказать, что в части большевики обманули народ? Нет, эта программа была полностью выполнена. Сегодня она кажется чем-то обыденным и естественным. Но не тогда. Однако к чему крайности? Неужели нельзя было обойтись без Ленина и его товарищей?

Штраф за жалобу

Лишь для двух процентов населения символом той эпохи был «хруст французской булки». Для остальных булок не было, а были плетки, хлысты и розги, которые сопровождали жизнь подданного империи начиная со школы и сопровождая трудоспособный возраст.

Практически во всех требованиях забасткомов содержится запись об «уважительном отношении к рабочим». Иначе говоря, мат и зуботычины были обычным методом, применяемым начальством. Порки крестьян процветали вплоть до первой русской революции и масштабно использовались белыми войсками в гражданскую войну.

Но даже это не самое интересное. Многие помнят про Ходынку и Кровавое воскресенье, но мало кто читал «Уложение о наказаниях», то есть Уголовный Кодекс дореволюционного времени.

Согласно статье 1165 Уложения «ябеднические просьбы или воспрещенные законом от крестьян на помещиков жалобы», или иные недозволенные бумаги влекли за собой штраф от 10 до 50 рублей. За повторную жалобу или просьбу следовал уже арест, а если письмо уходило царю – то ссылка в Сибирь. Аналогичная статья действовала в отношении работников. Зарплата рабочего в провинции в начале ХХ века не превышала 30 рублей в месяц, денежные доходы крестьян - в год - составляли в среднем 32 рубля. Так что сумма штрафа была сравнима с годовым денежным доходом.

Кстати, идея штрафа за «необоснованные жалобы» была недавно высказана одним из депутатов Госдумы. Депутат Госдумы предложил ГП РФ оценить идею наказания для злоупотребляющих жалобами.

Поменять такую жизнь через выборы народ не мог. Правда, испугавшись первой революции в 1905 году, царь принял указ о выборах в Госдуму, но поскольку народ избрал «не тех» депутатов, государь разогнал ее через год. Вторая Дума и вовсе проработала только 102 дня и тоже была распущена. После этого Николай II поменял правила выборов. Возможности избирать депутатов были лишены 85% взрослых людей - женщины, молодежь и бедняки. Выбирать депутатов в городах и вовсе могли 2% населения - остальные не подпадали под имущественный ценз.

Как люди жили

Но, может, не на что было жаловаться? Обратим взгляд на три позиции - жилье, медицина и образование.

Жилье. В Петербурге 40% рабочих снимали комнаты, а еще 38% полкомнаты, угол, койку или полкойки.

Полкойки означало, что днем на кровати спал один человек, а ночью другой, в зависимости от графика сменности. Так жила наиболее квалифицированная и образованная часть российского пролетариата. В 1910 году в Донбассе 20% работников проживали на площади менее 3 кв.м. на человека, 48% на площади от 3 до 5 кв.м., 21% на площади от 5 до 7 кв.м. и только 11% - на площади свыше 7 кв.м.

Медицина. В 1913 году в 84 городах (!) не имелось ни одного врача вообще. В уездах на одного доктора приходилось 20 тысяч человек, и достаточно почитать автобиографические рассказы Михаила Булгакова, чтобы оценить всю нищету положения. Для ясности отметим, что сегодня средняя численность муниципального района в России 6.500 человек. То есть, в среднем на три района по меркам России, которую мы потеряли, приходился один доктор.Поэтому в первый год жизни умирал каждый четвертый ребенок, да и у взрослых доктор был доступен за деньги.

Среднее и высшее образование было платным. Однако за плату его не всегда можно было получить. В 1887 году Александр III (отец Николая II) принял циркуляр «О сокращении гимназического образования». Для поступления в гимназии было нужно сдавать экзамены, причем по предметам, которые часто не изучались в начальной школе. Были нужны репетиторы, которых в малограмотной стране элементарно не хватало. Поэтому при гимназиях открывались подготовительные классы. Александр III закрыл эти классы, объяснив: «гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

И это была государственная политика. Николай II на отчете о том, что в Тобольской губернии всего 11% грамотных, написал: "И слава богу!".

Про церкви и депортации

Нам почти сорок лет рассказывают про заградотряды при Сталине, разрушение храмов, депортации народов и убийство царской семьи.

Но все это было и до революции. В 1891 году депортировали тридцать тысяч московских евреев, в 1900 году благовещенских китайцев, с началом первой мировой войны сотни тысяч немцев и тех же евреев. Высылке в Сибирь подлежали даже их бывшие русские жены. Врангель описывает в мемуарах, как приказал открыть из артиллерии огонь по собственным отступавшим солдатам. Церкви сносили на протяжении сотен лет, в том числе разбивая на кирпич для казенных нужд. А список членов семьи Романовых, в том числе детей, убитых подчас самым зверским образом в ходе борьбы за престол, знает каждый по школьному курсу.

Русский человек смотрел на то, что делало государство, и считал это возможным. Его приручали к обыденности насилия на протяжении столетий. И когда прежнее государство ушло, насаждавшаяся им культура насилия и архетипы жестокости никуда не делись. Культура вообще меняется очень медленно. И русский человек применил данный ему царями опыт, масштабно и решительно, как и свойственно обычным людям.

Никто не говорит, что это хорошо. Но надо понимать, откуда все проистекало. И то, в чем упрекают Советы, в действительности родилось до них.

Сослагательное наклонение

А был ли выбор? Может, свержение царизма дело правильное и на нем нужно было остановиться? Построить демократию швейцарского образца?

Да, Швейцария это хорошо. Но в малообразованной, разрушенной стране условий для того было немного. Ленин, впрочем, как то сказал, что если бы Временное правительство раздало землю крестьянам и заключило мир, то никому свергать такую власть не пришло бы в голову. Однако Временное правительство не торопилось, солдаты толпами снимались с фронта, а офицеры в лице Корнилова предприняли попытку военного переворота, которым бы, собственно, без большевиков и закончилось.

Кстати, в Европе так и произошло. В Италии, Венгрии, Болгарии, Польше, чуть позже Германии к власти пришли ультраправые, опиравшиеся на офицеров мировой войны и давшие простой ответ на сложные вопросы.

Так и у нас бы вышло. Вот только не было бы потом ни программ всеобщей грамотности, ни открытия институтов, ни вложений в медицину, ни индустриализации. Лишь к 1935 году крестьяне бы закончили платить помещикам за освобождение от крепостного права. А вторая мировая война все равно бы пришла и кто знает, где остановились бы в этом случае танки вермахта.

У Энгельса есть интересная мысль. Он писал, что величайшей трагедией революционной партии является необходимость взять власть в условиях, когда объективные условия не созрели для выполнения ее программы. В этом случае партии приходится делать то что возможно и объяснять сторонникам, что только так и надо.

Тем, кто пришел к власти в 1917-м году, пришлось похоронить собственную программу про парламентскую республику, свободу митингов и суды с присяжными заседателями и сосредоточиться на возможном: 8-часовой рабочий день, право на пенсию, бесплатное всеобщее образование, запрет детского труда, эмансипация женщин и далее по списку того, что достиг Советский Союз за 70 лет его жизни. Это продукт рабочей революции 1917 года доставшийся нам в наследство. Сможем ли мы такое наследство сохранить? Не разбазарить?

БлокнотРУ