В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Без вины виноватые»

На модерации Отложенный

10 ноября Московский Губернский театр представил премьеру спектакля «Без вины виноватые». Режиссер постановки - Вероника Вигг, роль Кручининой исполнила Ирина Безрукова.

Сценография – Николай Слободяник, костюмы – Ника Велегжанинова, композитор – Юлия Колченская, художник по свету – Александр Рязанцев.

Предваряя премьеру, художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков рассказал о том, что идея пригласить Веронику Вигг на постановку появилась около 2 лет назад: спектакли режиссера участвовали в программе Большого Детского фестиваля, который проводит Губернский театр.

Это бессмертное произведение Островского, постановок и экранизаций этой пьесы было множество. «Без вины виноватые» Вероники Вигг – это прежде всего история о людях театра, об актерах, – отметил Безруков. – Про нас пишут, говорят, перемывают кости, – и мы всегда виноваты, без вины. Но в отличие, скажем, от музыкантов, артист играет на струнах собственной души. Наш инструмент – это наше сердце, наши эмоции, и они порой не выдерживают накала, рвутся. Поэтому так часты всяческие диагнозы, излишества, срывы. Но, играя на струнах собственной души, мы исцеляем души людей, сидящих в зрительном зале. Мне кажется, это благородная миссия.

Пожалуй, это первый спектакль в Губернском театре, где мы чуть-чуть приоткроем зрителям занавес, позволив заглянуть в закулисье и увидеть, из чего состоит актерская жизнь. В нашей профессии стираются границы жизни и театра, настолько все перемешано, что порой невозможно найти эту грань. Иногда артист благодаря своим ролям пытается понять что-то о самом себе, разобраться в своих страхах, проблемах, личной боли. Благодаря сцене мы многое решаем в нашей жизни. Часто думают, что артисты всегда играют. Да нет, не все и не всегда. Многие живут, проживают все по-настоящему и на сцене, и в реальной жизни. И все это вместе – жизнь актера, сотканная из огромного клубка нервов, проблем, любви, ненависти, страхов. Именно об этом спектакль по мотивам пьесы Островского.

Для Ирины Безруковой роль Кручининой – уникальная возможность прожить очень сложный психологический рисунок. У нее не так много было работы в театре, с последней ее театральной премьеры прошло 10 лет: она играет маму главного героя в спектакле Анны Горушкиной «Бесконечный апрель», но это роль второго плана. А здесь – главная роль, одна из известнейших ролей мирового репертуара, где есть возможность раскрыться по-настоящему.

Для режиссера Вероники Вигг эта постановка стала третьей работой по драматургии Островского: ранее она ставила «Таланты и поклонники» и «Грозу». Вигг училась режиссуре в Великобритании, на курсе в Королевском национальном театре (Лондон), ее постановки шли в знаменитых театрах Янг Вик и Олд Вик в Лондоне, Вероника – лауреат премии Jerwood (театр Young Vic, спектакль «Антигона»). Ставила спектакли в Аргентине, Исландии, Финляндии, Италии, в последние годы ставит и в России: произведения Чехова, Островского, Салтыкова-Щедрина.

Для постановки в Губернском театре Вероника Вигг выбрала одну из самых «театральных» пьес Островского «Без вины виноватые», в центре которой – судьба известной актрисы Кручининой. Актриса приезжает с гастролями в провинциальный город, где много лет назад пережила предательство возлюбленного, потерю сына, и сама едва не погибла от болезни и тоски. Заезжая звезда переполошила провинциальных артистов, ревностно принимающих успех Кручининой. Приехала и уедет, обычные гастроли. Но любой театр – это место, где судьба складывает свой приговор ярко, безоговорочно, затейливо, где переплетается смешное и трагическое, а человеческие драмы и коллизии разворачиваются не только на сцене.

Режиссер разворачивает эту историю в непривычном ракурсе: мы видим некий «сон Кручининой», где она выступает кастинг-директором для постановки об истории своей жизни.

Говоря о выборе Ирины Безруковой на главную роль, режиссер Вероника Вигг отмечает:

На эту роль я изначала искала взрослую актрису, поскольку у каждой взрослой актрисы есть свое собственное прошлое, багаж личных историй.

А здесь это очень важно. Это такая странная, почти сказочная история о женщине, которая теряет своего ребенка, а спустя время вновь его обретает. Но на этом пути она становится актрисой и служит в театре 17 лет. Почему? Дело в том, что когда ты проходишь какой-то опыт переживаний в НЕнастоящей жизни, которая называется Театр, то это почти терапия. На сцене ты начинаешь довольно бесстрашно – но не бесстрастно! – разговаривать на очень личные темы. У Кручининой есть своя женская история, у нее есть вот этот чемодан горя, который всегда с ней. И интуитивно она поняла, что справиться с этим она сможет только став актрисой. Причем она может играть только трагическое, потому что эта трагедия все время с ней живет. Мы попытались в спектакле создать некий «сон Кручининой», где она является как бы кастинг-директором для постановки об истории своей жизни.

Ирина Безрукова, призналась, что не сразу решилась принять предложение сыграть роль Кручининой:

Когда мне предложили роль Кручининой, это стало для меня большой неожиданностью. Я была удивлена: мне казалось, что Кручинина – это вообще другой психотип. И зная произведение, не была уверена, что я психологически справлюсь. Но режиссер Вероника Вигг – совершенно фантастическая, это «мой» режиссер. У нее английская театральная школа, было очень интересно с ней работать. Были моменты, когда мы проходили непростые для меня как для женщины триггерные точки, и она меня очень бережно вела по краю. В один из дней, после репетиции эмоционально тяжелой сцены, мы сидели обе на полу репетиционного зала и плакали. Я просто восхищаюсь ею и счастлива что мне повезло поработать с таким человеком. Конечно, каждый раз играя спектакль мне придется сдавать этот экзамен, потому что у моей героини есть такие качества, которые очень далеки от моей актерской и человеческой природы. Но такие творческие эксперименты всегда невероятно интересны.

Не скрою, в процессе репетиций были моменты, когда хотелось просто сбежать, потому что непросто рассказывать историю, в которой есть пересечения с твоей личной жизнью. Для меня работа над этой ролью была подобна психоанализу. Но меня по этому пути провела режиссер. Вероника Вигг умеет это делать: она работает с каждым артистом, используя его природу. Не ломает, а выращивает в человеке те свойства и качества, которые нужны для персонажа. Эта роль для меня – невероятный подарок, большое актерское счастье.

Художник спектакля Николай Слободяник придумал для постановки лаконичное пространство, в котором угадываются и театральное закулисье, и отсылки к шедеврам мирового искусства. Это таинственное зазеркалье, магическое чрево театра, которое и манит, и мучает, и спасает, и ломает судьбы тех, кто посвятил ему свою жизнь.

Говоря о сценографическом решении, режиссер Вероника Вигг отмечает:

Николай Слободяник – совершенно удивительный художник. Начиная работу, мы с ним изначально понимали, что это не просто анекдот про актерскую жизнь – над всей этой историей есть настоящее искусство. И у нас появился этот удивительный красный павильон, в котором используются бархат и дерево, зеркальные стены, напоминающие актерскую гримерную. Это очень театрально: известно, что раньше в императорских театрах всегда кресла были такого красного бархата. Это наш поклон 19 веку. Но в любом, даже самом красивом павильоне главное – это конечно же люди, актеры. Любая пьеса – это человеческая история, и в ней есть элемент вне времени. Здесь мы говорим о нашей профессии, почему мы работаем в таком странном, страшном заведении под названием Театр. О том, как он корежит наши жизни.

Роли на премьерном показе исполнили: Ирина Безрукова (Кручинина), Евгений Гомоной (Муров), Дмитрий Воркунов (Незнамов), Алексей Веретин (Шмага), Ирина Токмакова (Коринкина), Евгений Сыркин (Миловзоров), Диана Егорова (1-я актриса на роль Отрадиной), Анастасия Борисова (2-я актриса на роль Отрадиной), Сергей Ренсевич (актер на роль Мурова), Игорь Назаренко (Дудукин), Юлия Романович (женщина театра), Лев Череватов (мальчик)

Следующие премьерные показы состоятся 11 декабря, 9 января.