"Густо" у меньшинства за счет "пусто" у большинства

На модерации Отложенный

          

           С подачи социального вице-премьера ольги голодец в оборот запущен термин «работающие бедные». Речь идет о тех гражданах России, кто ходит каждый день на работу и исправно получает зарплату от частных хозяйчиков (прикарманивающих львиную долю ее себе), но тем не менее не может выбраться сам и вывести свои семьи из нищеты. Те, кто зарабатывает на уровне 1–2 прожиточных минимумов, считаются бедняками, которым хватает средств, только чтобы прокормить себя и одного члена семьи. Зарабатывающих меньше прожиточного минимума можно отнести к категории нищих. 

          Если исходить из такого критерия, то 10,7% работников можно отнести к категории нищих, еще 27,5% — к бедным, у 37% заработок выше черты бедности, а у 12,7% он обеспечивает стандарт потребления среднего класса. Такие расчеты сделала завсектором статистики труда, занятости и рынка рабочей силы НИИ статистики Росстата Любовь Уманец. Адвокат Кирилл Маментьев считает, что «работающие бедные» — большая беда сегодняшней России: «Это огромное число граждан (многие десятки миллионов), получающих на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ) в месяц. Причем работают полную неделю, с полным рабочим днем. Ладно еще города-миллионники, где определенный выбор рабочих мест имеется, но в малых населенных пунктах такой роскоши нет, и МРОТ в месяц (даже больше до 1,5 раз - это ничего существенно не меняет) зачастую становится единственным доступным уровнем заработка».

          Бедность работающих граждан вредит экономике, тормозит ее рост — такой вывод делает Аналитический центр при правительстве России в докладе, опубликованном в октябре 2021 года. Цитата из доклада: «Бедность работающих порождает ряд негативных экономических и социальных последствий, затрагивающих производительность и качество труда (за счет вывоза капиталов и приобретение предметов роскоши хозяйчиками), проблему дефицита кадров в производственной сфере (за счет постоянного вымирания большинства нищего населения), особенно рабочих, состояние здоровья населения (отсутствие реального лечения), возможности получения образования (обычно платного и вообще ненужного большинству хозяйчиков)».           

           Поговорим об общих изменениях в сфере занятости после вступлению в силу капиталистических отношений в экономике.  Так, очень сильно сократилась за треть века занятость в науке, высокоточной промышленности, высотном строительстве и крупном сельском хозяйстве. Однако резкое сокращение занятости в традиционных для России как индустриальной страны отраслях не повлекло за собой сколько-нибудь сопоставимого по масштабам роста занятости в высокотехнологичных сегментах третичного и в четвертичном секторах экономики.

          Хотя занятость в сферах управления, финансовой деятельности и услуг, предполагающих достаточно высокую квалификацию (операции с недвижимостью, юридические услуги и т. п.) и выросла за эти годы в разы, однако в совокупности этот рост составил менее трети от потерянных в других отраслях рабочих мест.

Основной же прирост рабочих мест пришелся на сферу торговли и бытового обслуживания, занятость в которых выросла с 4,6 млн в 1991 г. до 15,3 млн в 2020 г.

          Все это привело к ослаблению общей переговорной силы работающего населения страны в их отношениях с работодателями. И к потере защищенности от произвола работодателей. Так, весной 2008 г., до начала кризиса 2008—2009 годов, работодатели обеспечивали оплату отпуска, больничного листа и декретного отпуска в предусмотренном законодательством размере в 73 % случаев. К весне 2014 г. этот показатель снизился до 64 %, а в ходе последнего экономического кризиса продолжил сокращаться, опустившись в марте 2018 года до 53 %.

            При этом степень социальной защищенности работников в современной России зависит, прежде всего, от того, на предприятиях и в учреждениях какой формы собственности они работают.  Понятно, что наиболее защищены работники госпредприятий. Менее всего работники предприятий, образованных после 1990 года. То есть мантры о "эффективном" частном хозяйчике обернулась гораздо более эффективной эксплуатацией работников и несоблюдением их прав.  Все эти разглагольствования демократов о неэффективных социалистических государственных предприятиях обернулись лишь ликвидацией наиболее высокотехнологичных из них, существенным падением реальной заработной платы трудящихся (и как следствие, их ускоренным вымиранием). Эффективный частный хозяйчик на поверку оказался обычным людоедом.

            Выросла трудовая нагрузка в часах трудовой недели, которая отнюдь не сопровождалась пропорциональным ростом оплаты труда сверхурочных часов. Характерно также, что сверхэксплуатация наиболее сильно выросла в глубинке: в малых городах, ПГТ и сельской местности, т.е. в местностях, где народ стал заложником капитализма с его такими "прелестями", как массовая безработица, обнищание и переходу к самозанятости (фактически натуральному хозяйству) и, как следствие к полному бесправию людей. Кризис 2014—2018 годов был, если судить по ситуации с занятостью россиян, скорее бюджетным кризисом и кризисом потребления, чем собственно экономическим кризисом. Однако активные разговоры об этом кризисе были широко использованы работодателями для усиления давления на работников. 

             И если какой нибудь знакомый дедок (на закате его жизни) на полном серьезе говорит (дуркуя или по недоразвитости), что бизьнесмень обеспечивает себе красивую жизнь, всегда держите в уме, что его работники (в несколько десятков обычно в пропорции) нищают и вымирают как правило.