О сути цитаты из текстов Бисмарка – "про то что русские всегда приходят за своими деньгами" (с)

На модерации Отложенный

Бисмарк громко говорил эти слова в конце 19-го века, однако в имперской России за них в те года не вцепились. Просто потому что образованный народ в те года хорошо понимал исторический контекст в котором эти слова были сказаны.

А поднял на щит эти цитаты товарищ Пикуль, который очень любил вырывать чужие слова из контекста и в эмоциональной обертке вбрасывать их на аудиторию, которая просто не в курсе – о чем именно оно было сказано.

Так вот немецкий канцлер Бисмарк вел речь о погашении 30-летних межгосударственных кредитов, выделенных Пруссией с 1850-го года всем мелким германским крохотным образованиям.

В 1848 году по всем землям Германии прокатилась череда демократических революций и лишь одна Пруссия не скатилась при этом в череду безобразных погромов и прочего непотребства.

В том же году прусский король Фридрих Вильгельм Четвертый публично отказался от короны, объявив в Пруссии переход к конституционной монархии, но бросить в корзинку свою постылую корону он не успел. В Берлине случился дворцовый переворот в ходе которого бедного короля под дулом пистолета заставили отречься от его отречения в пользу его же невестки – будущей императрицы Августы.

Формально в пользу мужа Августы будущего германского императора Вильгельма Первого, но там был пикантный пердимонокль, по которому Вильгельму были переданы лишь функции представительские, а полнота власти перешла при этой одной Августе . (хотя подчас наши «исследователи» и ичторики выдают на гора черт его знает что и любые небылицы  — прим. мое — типа «Августа, королева Пруссии, или первая германская императрица поневоле», которая страдала от милитаризма Пруссии..

ага, ага... ))

Прусские элиты в этот экзерсис не вмешались, ибо Фридрих Вильгельм успел отречься, так что с точки зрения прусских баронов это «не переворот и был»

Так вот Императрица Августа была дочерью Марьи Павловны Веймарской, то есть внучкой нашего Императора Павла, и поэтому ее в Берлине все звали «русской», а всю ее команду «русскими».

В 1850-1853-их годах Августа выдала кучу беспроцентных кредитов мелкой шелупони в прочей Германии с обязательством выплатить данный кредит прусскому королю, или вместо оплаты кредита стать частью Пруссии (в форме Единой Германии)

Пруссакам лет на пятнадцать пришлось всерьез затянуть пояса, тогда как прочие Баварии с Гессенами на эти деньги жировали и веселились, а когда пришел срок платежа, все эти немецкие голодранцы принялись скулить и просить отсрочки.

И тогда то глава прусского кабинета фон Бисмарк и принялся метать в голодранцев свои громы и молнии о том что «русские» (то есть члены правительства «русской» императрицы Августы) всегда приходят за своими/прусскими деньгами (и то что Пруссия голодала все 1850-ые годы, в то время как прочие немцы веселились за прусский счет – прусские как бароны/офицеры так и обычные мужики очень хорошо знали и помнили).

Вот о чем шла речь в этих всем известных речах, однако благодаря столь непринужденному «передергу» Пикуля, наложившемуся на глубокое презрение советских времен на преподавание истории, многие современные русские искренне убеждены, что Бисмарк все это говорил про них (или хотя бы про их прямых предков).