Галина Хованская: «Человейники» в 28−30 этажей имеют плохие перспективы, когда лифт надо будет менять
На модерации
Отложенный
Минстрой предложил ввести новый подход к оплате капремонта в многоквартирных домах, увязав размер взносов с наличием лифтов. При таком подходе жильцы домов с лифтами начнут платить больше. В Минстрое считают, что это позволит регионам справиться с дефицитом средств на замену старых лифтов.
Сейчас регионы определяют размер взносов исходя из общей площади дома и количества жильцов. В этой связи готовятся поправки в Жилищный кодекс.
В российском жилом фонде нуждаются в замене более 100 тысяч лифтов. Согласно требованиям технического регламента Таможенного союза, лифты, которые уже отслужили 25 лет, нужно заменить до 15 февраля 2025 года. После этой даты их нельзя будет эксплуатировать.
Как обезопасить людей?
На Общественном совете при Минстрое прозвучали пугающие цифры. По словам замминистра строительства Алексея Ересько, 78% лифтов в российском жилом фонде нужно срочно менять. Он уточнил, что всего в стране 545 тыс. лифтов, то есть больше двух третей из них подлежит замене.
Как сообщили «СП» в Национальном лифтовом союзе, из 545 тысяч лифтов, находящихся сейчас в эксплуатации в стране, замене подлежат 100 тысяч. При этом в Минстрое на последнем совещании озвучили такую цифру: стоимость одного лифта — от 3 до 5 миллионов рублей. А заменить по стране за этот год надо 100 тысяч лифтов. 300 миллиардов на их замену взять неоткуда. Минфин, как известно, в субсидиях отказал. Прямого финансирования из бюджета тоже не обещают. В общем, ситуация патовая.
В среднем в России в год происходит около 30−40 аварий в лифтах, при этом погибают 10−15 человек, травмируется — 30−40. Это очень относительная статистика, но она дает представление о масштабах проблемы.
Лифт — вообще источник страхов многих людей. Некоторые даже признаются, что им снятся кошмары про лифт: он падает, застревает, с огромной скоростью несется вниз. Эти страхи нельзя назвать необоснованными, особенно в последние годы, когда дома строят быстро и не всегда качественно. Падение лифта может быть связано не только с его неисправностями, но и с проблемами самого здания.
Так что делать?
Сейчас регионы самостоятельно рассчитывают взносы на капремонт, пояснил директор Центра ДПО Финансового университета при правительстве РФ Станислав Шубин.
Для этого местные власти используют методические рекомендации, в которых сказано, как установить минимальный размер ежемесячных платежей.
В целом по регионам показатель определяют исходя из общей площади дома и количества жильцов в нем. Как сейчас распределяются средства на капремонт? С таким вопросом «СП» обратилась к зампреду комитета по строительству и ЖКХ Госдумы Светлане Разворотневой.
— В некоторых областях назначают единый взнос для всех многоквартирных домов, в других существует дифференциация. Между тем средний взнос на капремонт в РФ составляет 12,6 рубля за 1 кв. м, что примерно в два раза меньше экономически обоснованного.
Правда, в некоторых регионах доходит до того, что взнос составляет всего 1−2 рубля за 1 кв. м. Это сказывается на общей ситуации: в значительной части областей просто не хватает средств.
Именно поэтому утверждение экономически обоснованного взноса имеет более важное значение сейчас, чем его дифференциация. В любом случае существующих отчислений оказывается недостаточно.
«СП»: Сможет ли система ЖКХ обойтись без государственной поддержки при замене лифтов?
— Скорее всего не сможет. При средней стоимости капремонта по стране заменить лифт стоимостью 5 млн рублей нереально. Так что в краткосрочной перспективе я вижу выход в государственной поддержке.
Многие регионы сейчас говорят, что у них закончились деньги, хотя на самом деле они истратили их на другие нужды. Так что либо софинансирование из регионального бюджета, либо аварии и несчастные случаи. Насколько я знаю, сейчас 30 российских регионов выделяют на капремонт, включающий ремонт лифтов, собственные деньги, — резюмировала депутат.
За последние пять лет в России произошло более 330 несчастных случаев, связанных с лифтами при передвижении граждан на лифтах. Среди них есть и очень серьезные происшествия: по данным Национального лифтового союза, с 2018 года в результате этих аварий погибли более 129 человек. Чтобы справиться с этой проблемой, правительство вернуло Ростехнадзору полномочия по контролю за безопасностью лифтов. Но печальные ЧП продолжают происходить.
Как найти выход из этой ситуации, когда многоэтажных домов с лифтами становится все больше?
С таким вопросом «СП» обратилась к депутату Государственной думы, председателю комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галине Хованской.
— Сейчас замена и ремонт лифтов возможны по двум схемам. Первая — это так называемый «общий котел», когда несколько домов или целый регион копят общими усилиями деньги в Фонде капремонта на замену лифтов, а меняют их по мере износа там, где лифты нуждаются в замене в первую очередь.
Вторая схема — так называемые спецсчета. Как правило, эта схема действует в бывших кооперативах, в домах ЖСК, где все жильцы — собственники. Подрядчик или производитель лифтового оборудования берет в банке кредит, а собственники жилья потом за счет своих средств помогают его погасить. Но, как правило, это позволяет поменять в доме не все лифты, а только один. Вообще, лифтовики напрямую работают только с собственниками жилья. В некоторых регионах целиком действует система «общий котел» — например, в Москве.
«СП»: С какими домами сейчас работают в основном по замене лифтов?
— В основном с теми домами, где есть спецсчета, они заключают договор с рассрочкой, происходит замена лифта, и они постепенно возмещают затраты. Хочу сказать, что старые дома со старыми лифтами находятся сейчас в более выгодном положении, потому что такие лифты производятся у нас в стране. А «человейники», в которых 28 и более этажей, в общем-то в безвыходном положении, потому что такого рода лифты у нас в стране пока производить не научились. И подобное оборудование все чаще выходит из строя.
«СП»: Многие регионы участвуют в программе софинансирования лифтов?
— Нет, таких немного. Но больше всего поражают те главы регионов, у которых остаются «лишние» деньги, как, например, в Самарской области, а потратить их на новые лифты они не спешат.
Ирина Мишина
Комментарии