Нормы на ноябрь

На модерации Отложенный

Товарищ сохранил вырезку из газеты «Кузнецкий рабочий» — нормы продажи продуктов питания по талонам на ноябрь 1990 года. Прекрасный СССР, который мы потеряли, заботился о пролетариате. Социальная справедливость, вот это всё.

Молодые коммунисты, не заставшие этого — мгновенно начали фантазировать, что это нормы отпуска по талонам вроде как на халяву, для тех, кому зарплаты задерживали. Типа давали талоны, чтобы без денег не голодали. Коммунисты, как обычно, демонстрируют неспособность читать и понимать простой текст — а ведь там ясно написано, это нормы ПРОДАЖИ продуктов питания по талонам.

То есть рабочий в Новокузнецке как раз рубли, заплаченные ему на заводе — мог себе разве что в задницу засунуть, потому что продукты на них не продавались. Надо было получить талоны — и только по талону тебе милостиво разрешали оплатить 200 грамм пшена и 200 грамм отечественных макаронных изделий. И это — далеко не суточная норма, как некоторые могли подумать, это — на МЕСЯЦ. На человека, правда — но то такое, двое работающих в семье получали на семью талонов на 400 грамм крупы, 400 грамм макарон, 400 грамм подсолнечного масла, 800 грамм колбасы «из останков», 2 кг сахара. И крутитесь как хотите.

Причем даже этих количеств в реальности не было, талоны было не отоварить. Да-да — талон есть, а продукта нет. О чем, собственно, в вырезке из газеты как раз и написано.

Так при советском социализме работало планирование, учет и контроль. Талоны-то напечатать — много ума не надо, а вот согласовать их количество с фондами на продукты — на это мозгов у советских планировщиков уже не хватало (что вообще-то обессмысливает всю идею талонов, превращает их в профанацию).

В Рязани, как известно, грибы с глазами — поэтому мыло выдавали разрешали купить только один кусок на квартал (3 месяца).

Помню дикий скандал, когда мы зависли на испытаниях некоторого секретного оружия в Феодосии — и не могли отоварить талоны на сахар (талоны-то у нас были питерские).

Дело дошло до бунта — и только тогда через горком партии было принято волевое решение отоварить ценным специалистам сахарные талоны. Но сахара один хрен физически не нашлось — пришлось властям доставать из госрезерва сгущенку с сахаром и выдавать банку сгущенки вместо килограмма сахара (и тут советская власть нахлебала). Причем выдавали прямо в здании горкома партии, по секрету от населения. Впрочем, к тому времени в Питере сгущенка уже была невиданным лакомством — я так и привез эти хохлячьи банки сгуща домой, и там на них глядели как на нечто удивительное — дефицит из дефицитов.

До доставки в Питер картошки из Германии десантными кораблями Балтфлота (потому что в городе тупо начался голод) оставалось еще года три. Картошку ту, к слову, немцы просто подарили — но у советской власти уже не было денег на соляру и оплату сухогрузов, чтобы её привезти. И Собчак договорился с Балтфлотом за натуру (то есть за саму картошку) — Балтфлот на остатках своей соляры проводит как бы учения, а на самом деле возит в город картошку, и сколько-то забирает себе, чтобы кормить моряков (которые голодали до такой степени, что групповые голодные смерти в гарнизонах стали реальностью).

Об этом мало кто теперь знает — а кто знал, тот в массе постарался забыть. И теперь гневается, что яйца стоят 100 рублей за десяток (то есть по 10 рублей за штуку).

При СССР яйцо стоило 11 копеек за штуку. Советский инженер на зарплату в 130 рублей теоретически мог купить 1182 яйца.

Нынешний «антисоветский» инженер на скромную зарплату в 50 тысяч может купить 5000 яиц. В 4 с лишним раза больше, чем при СССР. Ну или, если сделать обратное сравнение — для того, чтобы оказаться на уровне зажиточности советского инженера «по индексу яиц», современный инженер должен получать зарплату 11.820 рублей.

Но это слишком сложно для большинства свидетелей прекрасного СССР — в том числе получивших прекрасное советское образование. Таблицу умножения наизусть заучили, дату ледового побоища заучили — а думать большинство не научили, в элементарные пропорции «гражданин коммунистического завтра» не умеет, потому что это опасный навык, если начать соотносить одно с другим — у гражданина могут появиться вопросы к единственно верному учению марсизма-лунизма, а это харам, это низзя, в это учение надо просто верить. И голосить о дороговизне яиц при проклятом копетализьме.