В этот день был арестован Туполев

На модерации Отложенный



21 октября 1937 года один из талантливейших авиаконструкторов, уцелевших в стране после большевистского переворота, Андрей Николаевич Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах, а также конфискации личного имущества.


Его обвинили в руководстве антисоветской вредительской организации, проводившей диверсионную вредительскую работу. Кроме того, согласно приговору, А. Н. Туполев с 1924 года являлся агентом французской разведки, и передавал за границу сведения, составляющие государственную тайну. Приговор вынесла коллегия в составе В. В. Ульрих (председатель), И. О. Матулевич, А. М. Орлов, секретарь Батнер А. А.


А еще в начале 1937-го года главный инженер ГУАП был полон творческих замыслов...

Но вечером 21 октября 1937 г. в кабинет Туполева в здании ГУАП на площади Ногина вошли люди в штатском.

Ведомство Берии обнаружило и "обезвредило" очередного "врага народа".


Над страной понёсся неслышный для людей и тем более страшный для их судеб похоронный звон ночных звонков.


Теперь в ЦАГИ, в директорском кабинете восседал Кутепов. В обвинительном заключении, датированном январем 1940 г., указано, что Туполев "возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолётостроения и занимался шпионажем в пользу Франции".


В мае 1940 г. Военная коллегия Верховного суда СССР заочно вынесла ему обвинительный приговор, определив меру наказания в соответствии с предварительным решением комиссии в составе Берии, Панкратьева и Ульриха, - 15 лет исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества и поражением в правах на 5 лет.


Еще до вынесения приговора, в феврале 1939 г., А.Н. Туполева перевели из Бутырской тюрьмы в Особое техническое бюро при НКВД СССР, находившееся в помещении бывшей трудкоммуны ОГПУ в Болшево.


Имя Туполева исчезло из авиационной лексики страны, оказалось, что в СССР как бы и не было самолётов, известных миллионам людей по обозначению "АНТ".

Вместо них стали говорить о самолётах с аббревиатурой ЦАГИ: ЦАГИ-25, ЦАГИ-4()...


Вскоре вал беззаконий 1937 - 38 гг. разметал не только КБ А.Н. Туполева, но практически всю авиационную промышленность. Из числа руководящих работников КБ Туполева по непонятной причине не были арестованы считанные единицы, среди них А. А. Архангельский, П. О. Сухой, И.Ф.Незваль. Зная о судьбе товарищей, они еженощно ожидали своей очереди.


Туполев провел в Бутырской тюрьме около года. После того, как в результате допросов с пристрастием он стал давать нужные показания и признался в том, чего никогда не делал, но на чём настаивали тюремщики, допросы прекратились. Вскоре ему предложили работать по специальности в спецтюрьме вместо того, чтобы отбывать положенный срок в исправительно-трудовом лагере.


Последнее для Туполева с его больными легкими было равнозначно смертному приговору. Предложение о работе не было чем-то совершенно неожиданным. Все авиационные работники знали об удачном, с точки зрения ГПУ, опыте работы спецтюрьмы ЦКБ-39. Подумав, Андрей Николаевич дал согласие, но при одном условии.


Вынужденный признаться в не совершённой им измене Родине, оболганный тюремщиками, абсолютно беззащитный и бесправный перед нелюдями человек ставит условие. И знает: ставка - жизнь. Примут - может, останется жив, не примут - верная гибель..


Он сказал, что приступит к работе только в том случае, если убедится, что его жена Юлия Николаевна не в заключении, а его дети, дочь Юлия и сын Алексей, не лишены матери, а находятся под ее опёкой. Поэтому он начнет работать только после получения от нее подробной записки (именно "записки", а не письма - в тюрьмах писем не получали).


Беспокойство Туполева было не напрасным. Юлия Николаевна была-таки арестована. По счастью, условие строптивого арестанта было принято. Юлия Николаевна была освобождена, Туполев получил от нее записку и согласился приступить к работе.


Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29(«Туполевская шарага»). Будущий генеральный конструктор, которого мир признает величайшим, в годы войны в условиях тюремного содержания работал над усовершенствованием летательных аппаратов, уходивших с конвейера в бой. Всего Туполев разработал более 100 типов самолетов, 70 из которых пошли в серию.


Был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года.