Поздравлял ли Сталин Гитлера с оккупацией Парижа. Читаем документы
На модерации
Отложенный
я
Есть подленькая либеральная байка, что товарищ Сталин поздравил Гитлера с оккупацией Франции. Мол, не понимал с кем имеет дело, считал искренне Гитлера своим союзником. А оно вон как вышло. Даже архивные документы какие-никакие имеются. Смею утверждать – липа это всё стопроцентная. Попробуем разобраться.
Мой любимый академик от эстетики Борев писал об этом крайне скупо. Мол, 14 июня 1940 года пал Париж. И тут же Сталин поручил Молотову поздравить Гитлера.
Отдельные двоечники от истории идут дальше. Якобы, они видели даже официальную телеграмму самого Сталина с самыми тёплыми пожеланиями Гитлеру.
Такие дипломатические телеграммы у нас, как правило, публиковались прямо в «Правде». Прошерстил подшивки – странно, ничего подобного ни 14, ни 17 июня в газете не наблюдается.
Зато в каждом номере целая полоса посвящена подробному описанию боевых действий во Франции. Даже карта напечатана, не говоря уже о множестве сообщений иностранной прессы. Но об этом чуть позже.
Стал искать дальше, и представляете, нашёл ту самую телеграмму. Ну как ту самую, не рубль, а полтинник и не выиграл, а проиграл.
Про телеграмму широко растрезвонил вражеский канал Дискавери. Опять же, под видом сугубо научной истории. Вот, смотрите, Сталин и Гитлер союзники, союзники, союзники! Что неправда, конечно.
Впрочем, буржуинский канал поздравительную телеграмму Сталина Гитлеру придумал не сам. Честно списал со сборника совершенно «достоверных» документов.
Перед нами срочная телеграмма №1167 от 17 июня 1940. Отправлена из Москвы 18 июня 1940 года. Что характерно, почти в два часа ночи. Вот как Сталин спешил поздравить Гитлера! Там и пометка есть «Очень срочно!».
Впрочем, для настолько срочной телеграммы отправляли её как-то слишком неспешно. Потому что описывает она события вечера. Где автор телеграммы шастал потом полночи – загадка. Читаем:
«Молотов пригласил меня сегодня вечером в свой кабинет и выразил мне самые теплые поздравления советского правительства по случаю блестящего успеха германских вооруженных сил».
Подождите, это же телеграмма Сталина? Чего его Молотов поздравляет с победами фашистов? На поверку, всё не так. По телеграммой стоит имя не Сталина, а германского посла Шуленбурга!
То есть, это уже никакая не телеграмма Сталина. Это некое сообщение посла своему правительству. Да и не Гитлеру он пишет, а в МИД.
Шуленбург пишет:
«Далее Молотов информировал меня о советских действиях по отношению к прибалтийским государствам. Он сослался на доводы, опубликованные в газетах, и добавил, что стало необходимо положить конец всем интригам Англии и Франции, пытающихся посеять недоверие и разногласия между Германией и Советским Союзом в прибалтийских странах».
Дальше Молотов, якобы, сообщил зачем-то германскому послу кого именно советское правительство направило в прибалтийские республики. Зачем это знать немцам, да ещё с такой срочностью – очередная загадка.
Молотов рассказывает, что для переговоров о формировании новых правительств дополнительно командированы ряд лиц. В Литву поехал заместитель наркома иностранных дел Деканозов. В Латвию с мандатом Совнаркома отправился Вышинский, в Эстонию товарищ Жданов из Ленинграда.
То есть, даже тут ни о какой официальной телеграмме Сталина речи не идёт. В самом крайнем случае, посол сообщает, что, якобы, Молотов его похвалил на словах. Слабовато, правда?
Лично я представить Вячеслава Михайловича, хвалящего фашистов-оккупантов представить не могу. Слишком хорошо мы представляли кто это даже в 1940 году. Да мы же только что с ними в Испании воевали!
Нет, никаких иллюзий у Молотова не было. Посол, кажется, выдаёт желаемое за действительное. Но зачем он вообще телеграфирует ночью об этом в МИД?
Какое значение имеют устные поздравления за закрытыми дверями. Да ещё и с пометкой «очень срочно»? Какая-то чепуха. Ведь ни официальной ноты, ни даже тайной телеграммы с поздравлениями СССР направить не сподобился. Источник публикации ещё любопытнее, к нему ещё вернёмся.
А что же писала советская пресса в те дни? Наверняка выражала, может сдержанное, но одобрение «союзнику» Гитлеру. Ну так же нас пытаются уверить? Открываем Правду за 14 число.
Разбор событий на европейских фронтах крайне подробный. Да, верно, прямых обличений преступлений фашистов мы не видим. Надо понимать, это лето сорокового и официально у нас с Германией договор о ненападении.
Любой выпад в прессе вызвал бы дипломатический скандал. И дал бы Германии повод напасть на СССР. А ведь наши дипломаты изо всех сил тянули, чтобы отложить неизбежное.
В том, что с фашистами придётся опять воевать - не сомневался никто. Но каждый день подготовки промышленности и армии тогда ценился на вес не золота - алмазов и платины. Потому официально мы держали нейтралитет.
При этом в каждой статье наглядно чувствуется - ни в коем случае мы не болеем за команду Гитлера. Редакторы Правды пустились на хитрый шаг. Убеждён, шаг этот был одобрен лично Сталиным и Молотовым. По другому просто не могло быть, слишком высока цена ошибки.
Пусть нам нельзя напрямую обличать гитлеровцев. Пусть это сделают за нас западные газеты. Никогда Правда не цитировала настолько подробно французскую, английскую, американскую прессу. Которая ничего хорошего о нападении на Францию, разумеется, не писала.
Но какой с нас спрос, это же сообщения буржуазной печати, мы просто их воспроизводим, не более.
Но даже редакционные статьи явно симпатизируют французам, а не немцам. Судите сами, Правда пишет:
«Французские армии, действующие между проливом Ла-Манш и рекой Маас, находятся в тяжёлом положении. Они ведут сражения с намного превосходящими их немецкими силами...
Удастся ли французам оторваться от преследований немцев, спасти от окончательного разгрома живую силу и создать новый фронт обороны - это покажут ближайшие дни...
Сообщения иностранной прессы говорят о большом упорстве, проявляемом отходящими французами».
Ну и где тут поздравления нашим мнимым союзникам фашистам? По-моему, абсолютно чётко мы болеем именно за Францию. При том, что всего год назад та самая Франция вступить с нами в оборонительный договор против Гитлера цинично отказалась.
И тут же заметка о «Распоряжении Гесса». Фашисты вводят трудовую повинность для детей, отправляют их на плантации. Газета пишет, что дети с десяти лет обязаны оформиться на работу в полях, желательно, недалеко от дома. Чтобы после полевых работ могли добраться до дома. Обеспечивать их жильём на месте никто не собирался.
Принудительный рабочий день фашисты устанавливают для детей до 14 лет в шесть часов, а старше - уже как для взрослых, полные восемь часов. В школе учиться не надо, работа на Рейх детей гораздо важнее. Как думаете, случайно появилась рядом с положением на фронтах эта заметочка о «союзниках»?
Есть на той же странице и сообщения иностранной прессы, что не особо западный капитал и сопротивляется Гитлеру. Францию очевидным образом сдали фашистам. И это пишем не мы, а западные газеты.
Например, военный обозреватель из Нью-Йорка пишет, что успехи французской обороны напрямую зависят от английской военной помощи. Которую Англия предоставлять обязана по союзным обязательствам. Но почему-то британские экспедиционные силы бежали к себе на остров, оставив Францию на произвол фашистов.
Из той же серии несколько сообщений, что Париж объявлен открытым городом. Например, цитируют Рейтер из Парижа, что:
«Официально объявлено, что Париж не будет обороняться. Это означает, - как заявил Рейно в своём послании Рузвельту, - что французы будут сражаться перед Парижем и за Парижем. Это решение логически вытекает из недавнего объявления Парижа открытым городом и объясняется, возможно, стремлением предохранить город от разрушения».
Сказать ещё более прямо невозможно. Париж мог стать европейским Мадридом или Сталинградом. Но вместо этого город без боя сдался фашистам. О чём тут ещё говорить?
А вот статья Правды от 17 числа, когда, якобы, Молотов поздравляет фашистов с победой над Парижем. Опять же, официально мы лишь перепечатываем лондонскую прессу. Всего-навсего, статья «Миллионы беженцев на дорогах Франции». Правда пишет:
«Миллионы беженцев движутся по дорогам, идущим в южном направлении. Эти бесконечные потоки бездомных людей дезорганизуют фронт и деморализуют тыл...
Всевозможные добровольные организации пытаются облегчить положение беженцев. Но этого они сделать не в состоянии, так как в юго-западной части Франции беженцев скопилось не меньше пяти-шести миллионов человек.
Французское правительство не может разрешить проблему снабжения населения продовольствием, так как автотранспорта нет, все дороги забиты беженцами, а на железнодорожных станциях стоят бесконечные очереди людей, ожидающих отъезда».
Как, похоже это на поздравительные телеграммы Гитлер? Советские люди прекрасно помнили Гражданскую в Испании. И французские беженцы совершенно явно представлены как и наши друзья из испанского сопротивления фашистам.
Но постойте, куда же девать историческую телеграмму Шуленбурга? Наверняка, она хранится в каком-нибудь архиве! Например, её непременно должны были обнаружить в архивах МИДа в сорок пятом. Уж такие документы точно не горят!
Но нет, ни в документах германского посольства, ни в берлинском МИДе такой телеграммы не сохранилось. И ни в 1940 году, ни в следующие десятилетия этот документ опубликован не был!
Откуда же он взялся? Мне удалось найти в самом неожиданном месте. Итак в студию, второй том «СССР - Германия. Документы и материалы о советско-германских отношениях с сентября 1939 по июль 1941 года». Когда книга впервые издана? Правильно, в разгар разрушения Союза, в 1989 году!
Ну-ка? Кто же обнаружил столь горячий документ? Название издательства не выговорить, читаем по буквам «Мокслас». Разгадка простая - место издательства - Вильнюс.
Как секретные телеграммы германского МИДа оказались в Вильнюсе? Извините, составители этого чудо-сборника документов придумать внятную легенду поленились. Надо было СССР разваливать, к чему неприличные вопросы. Вот же телеграмма Сталина Гитлеру! Все большевики - преступники, пилите, Шура, пилите.
Так что процентов на девяносто, перед нами чистая антисоветская пропаганда. Очередная фальшивка. Нет, не поздравлял товарищ Сталин Гитлера со взятием Парижа. И никаких колебаний позиция Сталина к германским фашистам, с самого их прихода к власти, не переживала. Это враги всего человеческого.
Можно использовать их деньги и технологии, как и было сделано по советско-германскому торговому договору от августа 1939 года. Можно играть в дипломатию и пытаться отсрочить конфликт. Но поздравлять? Они серьёзно?
Комментарии