Никогда не дрались «Физики» с «Лириками»

На модерации Отложенный

 

 

 

      Об   антагонизмах и взаимонепонимании технарей и людей искусства  много расписано, но, пожалуй, наиболее умно, концентрированно и корректно в чудесной книге Ч. Сноу “Две культуры”.

      Могу лишь подтвердить, что, по моему, и у нас в Ленинграде было то же самое… 

      

Конечно интересны те и другие, если они склонны к творчеству. По моим наблюдениям, творческих людей все же больше всего среди тех, кто занимается наукой и техникой. А вот в мире искусства, богеме их поменьше. 

 

     В технике недопустима глупость и  это не нравится: собрал неверно электрический узел, включил – он не заработал или, хуже, «блызнулся». Общение с техникой учит:  вне зависимости  от предыдущих заслуг некорректность слишком уж грубо бьет по рукам.

      А вот «Черный квадрат» на картине не сгораем, не проверяем объективно, его значимость, как говорят позитивисты,  не верифицируема,  и можно о ней, не теряя лица, дебатировать бесконечно. 

       Например, чтобы чувствовать красоту процесса фазового регулирования мостовой схемы Ларионова надо, как минимум, быть умным и много учиться. А чтобы прослезиться перед трогательным полотном на бытовую тему или, связав из бороды косичку, рассуждать о непознаваемости «шанкр», можно быть совершенно неучем. Дешево и сердито!

      Разумеется, в моем представлении, «Физики» совсем не обязательно технари.

     Так в молодости  (60-70 годы) в течение трех лет я- будущий технарь-разработчик и изобретатель в области силовой электроники умудрялся ходить в Эрмитаж  на цикл лекций о художниках разных времен и народов, где довелось слушать весьма интеллектуальных историков и искусствоведов.

Перед их ученостью и   широтой мировоззрения  невозможно было не  преклоняться. В то время навязшей двуполярной  идеологии очень удивительной и необычно смелой казалась их достаточно  объективная многоцветная оценка истории, особенно в многочисленных дерзких параллелях «совка» со средневековьем. Завидовал их историческим познаниям, твердости духа, честолюбию, смелости, а иногда и фанатизму. И, думаю, обозвать кого-нибудь из них Лириком было бы тяжелейшим оскорблением…

    

 Но, no problem! «Физики и Лирики» никогда не дрались, поскольку водились в  сугубо различных стаях.

"Беда начинается тогда, когда лирики мнят себя физиками",- тонко подмечено...

 

Петр Новыш

Санкт-Петербург

 

 

ФИЗИКИ И ЛИРИКИ

1959

Борис Слуцкий: 

 

Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

дело в мировом законе.

Значит, что-то не раскрыли

мы, что следовало нам бы!

Значит, слабенькие крылья -

наши сладенькие ямбы,

и в пегасовом полете

не взлетают наши кони...

То-то физики в почете,

то-то лирики в загоне.

Это самоочевидно.

Спорить просто бесполезно.

Так что даже не обидно,

а скорее интересно

наблюдать, как, словно пена,

опадают наши рифмы

и величие степенно

отступает в логарифмы.