Шутки, юмор, смех – орудие дьявола, а в смехачей вселился бес!

На модерации Отложенный


Архимандрит Рафаил (Карелин):
 Шутки, юмор, смех – орудие дьявола, а в смехачей вселился бес!
 
 В каждой шутке - надругательство над человеческой личностью, унижение ее, освинячивание человека, стремление заменить его лицо уродливой рожей, как в кривых зеркалах, которые показывали в балаганах. В шутке исчезает уважение к человеку как образу и подобию Божиему. А вместе с уважением пропадает любовь. Если во время плача сердце человека смягчается, то во время шуток оно становится жестким, как камень.
 
 Во время шуток и смеха ум человека помрачается, он не может мыслить о чем-либо высоком и святом, он ищет в других уродства. Насмешка - это радость о том, что человек, образ Божий, одет в одежду, вывернутую наизнанку. Первым шутником был Хам, который надсмеялся над наготой отца, а еще раньше - демон, посмеявшийся доверчивости первозданных людей. Недаром демона называют шутом и нередко изображают в одежде скомороха. Шутка - это короткий приступ истерики, при котором человек освобождается от какой-то накопившейся в его душе энергии. Он как бы выбрасывает ее вон, в лицо другого, как плевок. Этим он будто бы снимает противоречия, накопившиеся в его душе. Этот выброс энергии, связанный с помрачением сознания, приносит видимое облегчение, но по сути дела это облегчение той же природы, что и сквернословие, то есть благодаря унижению другого у человека возникает иллюзия своего собственного достоинства.
 
 Диавол - любитель и ценитель шуток. Это - невидимый режиссер той клоунады, которая происходит в уме человека. Самое страшное последствие греха в том, что он удаляет от души благодать Духа Святаго. Нигде на иконах не изображены смеющиеся или улыбающиеся святые, ибо смех лишает человека самопознания, а шутки - покаяния. Зато диавол нередко изображается с оскаленными в улыбке зубами.
 Господь сказал: Горе смеющимся (ср.: Лк. 6, 25), горе, потому что они изгоняют Духа Святаго из своей души.

 

Комментарий: Анатолий Несмиян

Эмоции человека, в том числе и смех - это территория его личной свободы. Когда какой-то суровый святой отец, потрясая древней книгой, регламентирует эмоциональную сферу жизни человека - он вторгается на территорию личной свободы. 
 В этом и заключается смысл регламентации вещей, в которые никто не имеет права вторгаться - лишить человека его внутренней свободы. Ничего другого за этим нет и быть не может. 
 Сегодня это становится нормой и тенденцией - человеку предписывают, что он должен (кому, кстати, должен) рожать, причем расписывают - сколько - детей. А нежелающим исполнять указание грозят карами, преследованием и денежными взысканиями. Запрет смеха - это ровно то же самое. Кто-то решил, что должно. Кому должно?