Нравственная сущность коммунизма и средства борьбы съ нимъ
На модерации
Отложенный
Коммунизмъ есть величайшее міровое зло, какое знаетъ человѣческая исторія. Онъ разрушаетъ общество и вѣковую христіанскую культуру и на мѣстѣ ихъ создаетъ царство звѣриное всюду, гдѣ ему удается утвердить свое владычество. Это очевидно настолько же, насколько несомнѣнно то, что природа его одна и та же всегда и вездѣ; на какой бы почвѣ не произрастали его сѣмена; на русской, испанской, сербской, они вездѣ производятъ одинаково ядовитые плоды, убивающіе душу и тѣло отдѣльнаго человѣка и цѣлаго народа.
Главный соблазнъ коммунизма состоитъ въ его обѣтованіи создать новое бытіе и новаго человѣка, преобразить всю жизнь настолько, чтобы она превратилась въ совершенное царство свободы и общаго счастья, въ осуществленіе рая на землѣ. Онъ притязаетъ на то, чтобы стать универсальнымъ средствомъ для уврачеванія всѣхъ золъ міра, распространить свое вліяніе или, лучше сказать, свою власть, на всю вселенную, уничтоживъ въ ней національныя раздѣленія и почти обоготворивъ своихъ главныхъ провозвѣстниковъ, придавая ихъ ученію непогрѣшимый характеръ.
Всѣ эти черты превращаютъ коммунизмъ въ своеобразную религію, но чисто земную – не только чуждую божества, но и прямо обращенную противъ Бога, свойства Котораго переносятся на все человѣчество.
Это – воинствующая религія зла, насыщенная неутолимою, подлинно сатанинскою ненавистью ко всѣмъ представителямъ «стараго міра», разрушить который она считаетъ своимъ призваніемъ.
Такой именно духъ вдохнулъ въ коммунистическое ученіе его главный основоположникъ Карлъ Марксъ. Еврей по происхожденію, формально принадлежавшій лютеранскому исповѣданію, онъ ненавидѣлъ христіанскую религію всѣми силами своей души. Главнымъ источникомъ его злобы была одержимость необыкновенной гордыней, мѣшавшей ему склонить голову предъ какимъ-либо авторитетомъ и доведшей его до самообоготворенія. Онъ ненавидѣлъ всѣхъ, кого не могъ превзойти и презиралъ остальныхъ. Его страстнымъ желаніемъ, доводившимъ его иногда до бѣшенства, было найти и сказать новое слово человѣчеству, которое вознесло бы его надъ міромъ. «Коммунистическій манифестъ» доставилъ ему всемірную извѣстность и явился такимъ словомъ. Его услышали всѣ, кому созвучно было это «евангеліе злобы и ненависти», какъ его называли нѣкоторые изслѣдователи. Онъ насыщенъ пламенными мессіанскими чаяніями и дышетъ своеобразнымъ пророческимъ пафосомъ, устремленнымъ къ грядущему откровенію новаго блаженнаго вѣка на землѣ, когда для всѣхъ будетъ хватать «и хлѣба, и розъ, и миртъ, и красоты, и радости, и сладкихъ горошинъ». Конечный переходъ къ грядущему общему блаженству долженъ совершиться какимъ-то чудеснымъ образомъ, но путь къ нему озаренъ заревомъ кроваваго мірового пожара, зловѣщій отблескъ котораго уже ясно видѣнъ въ насыщенныхъ злобой и местью вѣщаніяхъ этого коммунистическаго пророка.
Въ этомъ предвкушеніи торжества кроваваго возмездія эксплуататорамъ и угнетателямъ рабочаго класса и разрушенія прежняго общественнаго порядка и состоитъ зажигающая сила проповѣди Маркса: здѣсь месть и уничтоженіе, будящіе звѣря, всегда таящагося въ человѣческомъ сердцѣ, обращаются въ правило, получаютъ своеобразное мессіанское оправданіе, какъ неизбѣжная ступень, ведущая ко вратамъ будущаго земного рая.
Въ марксизмѣ, по существу, нѣтъ ничего оригинальнаго. Идеи Фейербаха, Рикардо, Штрауса, Гегеля здѣсь нашли свое неожиданное преломленіе въ древне-іудейскихъ мессіанскихъ устремленіяхъ, оторванныхъ Карломъ Марксомъ отъ ихъ религіознаго корня. Получилось страшное смѣшеніе іудейской мистики съ западно-европейскимъ раціонализмомъ, которое авторъ его обильно осолилъ клокотавшей въ немъ злобной нетерпимостью ко всѣмъ инакомыслящимъ, и самоутвержденіемъ о его непреклонной гордыни, объявившей провозглашенное имъ новое міровоззрѣніе абсолютной истиной, основанной якобы на непреложныхъ законахъ исторіи.
Глубоко заложенная въ немъ злая разрушительная энергія, съ одной стороны, и обоготвореніе человѣка, съ другой, дѣлаетъ коммунизмъ вдвойнѣ опаснымъ для человѣческаго общества и неспособнымъ къ какой-либо положительной здоровой эволюціи.
Онъ можетъ развиваться только въ направленіи, указанномъ его основателемъ, и идетъ по этому пути дальше, чѣмъ быть можетъ хотѣлъ самъ К. Марксъ. По крайней мѣрѣ послѣдній на практикѣ не проводилъ до конца принципа революціоннаго утопизма, дѣлая въ тактическихъ соображеніяхъ уступки духу времени и примиряясь иногда съ эволюціонной точкой зрѣнія, тогда какъ для дальнѣйшихъ его послѣдователей ей, и особенно большевиковъ, стремленіе къ скорѣйшему осуществленію міровой революціи является своего рода догматомъ вѣры и неотложной задачей нынѣшняго дня. Отсюда вытекаетъ необходимость рѣшительной борьбы съ этимъ зломъ.
Примѣнительно къ лозунгу, провозглашенному однимъ изъ крайнихъ русскихъ идеологовъ его Нечаевымъ: «для тѣла — насиліе, для души ложь», борьба съ коммунизмомъ должна вестись двоякимъ путемъ: внѣшней организованной силой, которая должна освободить отъ насильственной власти его тѣхъ, кто имѣлъ несчастье подпасть подъ нее, и положить предѣлъ дальнѣйшему развитію его въ мірѣ, и разумными, государственными, культурными и духовными средствами, направленными къ разоблаченію лжи и неправды его, – къ нравственному оздоровленію человѣчества и къ утвержденію болѣе совершеннаго экономическаго и общественнаго порядка на землѣ.
Люди, одержимые злыми разрушительными идеями, отличаются большимъ фанатизмомъ, вдохновляющимъ ихъ на ожесточенную демоническую волю къ сопротивленію. Когда они располагаютъ при этомъ большою вооруженною силою, борьба съ ними становится особенно тяжелою; она посильна только крѣпкимъ духомъ и военной мощи народамъ.
Зло обладаетъ, однако, кажущимся призрачнымъ могуществомъ, какъ и самъ князь міра сего, вдохновляющій этихъ людей на преступную разрушительную работу ихъ. Оно не можетъ противостоять особенно духовному оружію, данному Церкви, облеченной непобѣдимой силой Христовой, – для разрушенія адскихъ твердынь лжи и неправды, воплощенныхъ въ коммунистическомъ ученіи.
Не напрасно большевики и коммунисты вообще такъ яростно ополчаются на Церковь и служителей ея; тьма всегда боится свѣта, которому противостоять она безсильна. Сколько бы ни пытался марксизмъ выставить себя всеобъемлющимъ и всесильнымъ началомъ жизни, способнымъ преобразить міръ и замѣнить собою христіанскую, какъ и всякую религію вообще, онъ не можетъ дать отвѣта на многіе вѣчные вопросы человѣческаго духа, какъ и принести людямъ то утѣшеніе и ту истинную свободу, которыя даетъ вѣчное Евангеліе Христово. На коммунистическомъ языкѣ, религія называется «опіумъ для народа» въ томъ смыслѣ, что она даетъ только «иллюзорное счастье» въ земной юдоли вмѣсто дѣйствительнаго. На самомъ дѣлѣ такимъ «опіумомъ» является самъ коммунизмъ.
Печальный примѣръ Россіи, сдѣлавшейся опытнымъ полемъ для насажденія соціализма, служитъ нагляднымъ доказательствомъ внутренняго безсилія его. Исполнилъ-ли марксизмъ тамъ хоть одно изъ своихъ обѣщаній. За время своего существованія, при самыхъ благопріятныхъ, казалось бы для него условіяхъ, онъ не только не создалъ для русскаго народа царства совершенной свободы и общаго благоденствія, но и превратилъ его въ жалкаго изнуреннаго раба, обезобразивъ его благообразный прежде внѣшній и духовный обликъ.
Кто не зналъ русской народной души, устремленной ввысь, сіявшей красотою, любовью, благожелательствомъ ко всѣмъ, излучавшей изъ себя дивную гармонію сердца, души святого Владиміра, Александра Невскаго, преподобнаго Серафима, которую впервые увидѣлъ западный міръ въ художественномъ отраженіи ея въ глубокихъ произведеніяхъ Достоевскаго и Толстого. И эта душа стала замѣтно сохнуть и увядать подъ гнетомъ бездушнаго жестокаго коммунизма, лишенная воды живой.
Чѣмъ опаснѣе коммунистическая отрава для человѣчества, тѣмъ громче должна возвышать свой голосъ Церковь, предостерегая всѣхъ отъ этой страшной язвы.
Митрополитъ Анастасій
«Православная Русь». 1987. № 21. С. 1-2.
Комментарии